Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была вчера 21:17
Как интересно изучать собственное Отечество!

Верди, музыка и патриотизм

29 25

Хор «Va pensiero» Джузеппе Верди, как известно, неофициальный, второй гимн Италии. Этот хор из оперы «Набукко» знают во всем мире, но меня глубоко волнует не только великолепная музыка, но и сама история создания и этого хора, и оперы Верди. Это был страшный, можно сказать трагический период в жизни маэстро, сам композитор тот 1840 год назвал «проклятым». Его малолетние дети, любимая жена умирают в течение двух месяцев, а он, связанный контрактом вынужден в великом горе отца и мужа работать над комической оперой! Когда опера все же была закончена, бескомпромиссная итальянская публика ее освистала — провал был полный. После этого Верди решил больше не писать музыку.

Верди, музыка и патриотизм

Однажды к маэстро пришел либреттист Темистокле Солера, со своим новым либретто. Он давно уговаривал Верди написать музыку к новой опере, но Верди был непреклонен. Его душа, словно угасла, вместе с потерей любимой семьи и он не мог даже прикоснуться к клавишам инструмента. Уходя, Солера, оставил на крышке рояле текст 136 псалма из Псалтыри. В опере этот текст звучит в новой интерпретации — самого либреттиста, но Солера оставил не только либретто, но и текст псалма. Оставшись наедине со своими тяжелыми мыслями, Верди взял текст, прочитал известный псалом. И тут случилось чудо — его душа вдруг воспряла, словно получив благословение из другого мира. Он подошел к роялю и вдохновенно, почти мгновенно написал музыку. На следующий день он не только вручил Солера уже готовый «Хор рабов», но и дал согласие на написание новой оперы «Набукко», которая впоследствии прошла с великим успехом и стала началом истинного рождения великого оперного композитора.

Верди, музыка и патриотизм

Хор рабов — это хор еврейских изгнанников, которые плачут в вавилонском плену о навсегда потерянной и прекрасной Родине. В то время Италия страдала под «австрийским сапогом», мечтая о свободе. Цензура усмотрела в тексте Солера «опасный призыв» к объединению итальянцев и потребовала заменить часть текста. Но публика знала о запрете, как уже знала и истинные, зачеркнутые слова. Когда начался «Хор рабов», весь зрительный зал встал и единым гласом запел, так как это умеют итальянцы, именно тот текст, который был в первоначальном варианте.

Верди, музыка и патриотизм

Этот хор звучал при открытии заново отстроенного после второй мировой войны театра «Ла Скала» в Милане, звучал он и на похоронах самого Верди — его пел весь народ, сопровождавший траурную процессию. Впоследствии, уже в 2011 году, когда праздновалось 150-летие объединения Италии, это повторилось на театральной премьере в Риме. Той премьерой дирижировал великий дирижер Рикардо Мути. В тот день он вышел на подиум и обратился к публике: «9 марта 1842 года „Набукко“ дебютировал в качестве патриотической оперы, напоминая о необходимости объединения Италии, сохранения ее национальной идентичности. Сегодня 12 марта 2011 года, я бы хотел, чтобы „Набукко“ стал погребальным гимном культуры и музыки».

Верди, музыка и патриотизм

Тот, кто присутствовал на премьере запомнил слова дирижера»: «Мы здесь в итальянской атмосфере… И я, Мутти молчал в течение многих лет. Теперь я хочу придать смысл этому хору. Мы находимся у себя дома и я предлагаю всем присоединиться и петь вместе». Все встали. Это был грандиозный хор!

Почему я вспомнила эту музыкальную и не только музыкальную историю!

Может быть потому, что наши спортсмены на Олимпиаде не будут петь наш гимн…

Не знаю. Вот вспомнилось.

Послушайте эту замечательную музыку. Этот клип я сделала, после возвращения из Рима в 2012 году.

https://www.youtube.com/watch?v=U8JKi6lDrXM

 

 

16498 – карма
Позиция в рейтинге – 26
Комментарии