Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была сегодня 23:21
Как интересно изучать собственное Отечество!

"Кич" в нашей жизни

36 35

 

Путешествуя по городам, мы фотографируем. Объекты, которые нас интересуют, а скорее наш выбор объектов, наверное, многое могут о нас рассказать. «Скажи — кто твой друг и я скажу — кто ты» — эту известную поговорку можно перефразировать и так: скажи, на что ты обращаешь внимание в своих путешествиях (что фотографируешь) и я скажу — кто ты.

Мы говорим, что в последнее время в нашей стране наметился большой разрыв между людьми, не побоимся этого слова, богатыми, и теми, кого эти «богатые» порою называют «нищебродами» — интересное, ранее незнакомое мне словечко! Однако заботит ли нас другой великий разрыв в мировой культуре (не только в нашей стране) — дистанция огромного размера между настоящим художественным вкусом и вкусами массового потребителя. Разрыв этот был всегда, но сегодня он усугубляется.

ВО-ПЕРВЫХ мировое сообщество апеллируя к знакомому слову элита (от латинского eligo — избранный, лучший), так и не решило — по какому принципу эту «избранность» определять.

Существует несколько подходов, (чтобы не утомлять вас — не научная же статья, см. Парето, Моска и др.) напомню, что «лучшими» — элитой, в определенном сообществе могут считаться или-или:

  1. Те, кто обладает политической властью, богатством (независимо от общего культурного уровня),
  2. Элита может избираться по генетическому признаку (тут недалеко до фашизма и расизма).
  3. Элитой могут считаться особо одаренные люди, эрудированные, духовно-одаренные.

Список неполный.

Заметим, что в нашей отечественной истории, вместо слова «элита», раньше употреблялось слово интеллигенция. Даже в иностранных словарях понятие «русская интеллигенция» выделялась в особое явление. Это понятие для нас всегда было связано с нравственностью. Теперь мы «спешим успеть за западной цивилизацией», так что погоня за маркой «лучше всех», далекой от христианских ценностей, стала привычной.

Не буду углубляться в тему, но отмечу важное обстоятельство, которое и определило мою запись в блог, с некоторым показом. Здесь мы дошли до

ВО-ВТОРЫХ: сегодня наметилась тенденция типично «попсового массового пошленького вкуса» у тех, кто причисляет себя к «элите» по другим признакам (ранее указанным)

Поскольку у этих людей есть деньги, власть, они готовы навязывать свои непритязательные вкусы и другим людям, а это значит, что нельзя "расслабляться".

Очень огорчительно, что даже новые культурологи готовы сегодня смешивать понятия постмодернизма и дешевого кича. Это явления разные, хотя все в нашем тесном мире может пересекаться и даже смыкаться…

В соцсетях, на страницах авторов, я иногда вижу «безразборное» иллюстрирование: «что вижу — о том и пою». Опять же! Это возможно! Это нормально! Репортажность никто не отменял! Но когда автор явно радуется (одинаково безоблачно) безвкусице на улице и шедевру, который выставлен где-то в музее, который человек только что посетил, ибо туристическая тропа туда вела, тогда мне как-то печально за автора.

Итак, давайте немного разберемся в том, что же такое «кич».

Если обращаться к этимологии слова, кич — это «дешевка», «халтура», но главное — это «продукт художественного творчества, претендующий на художественную ценность, но не обладающий ею».

Всему свое место! Вот в чем вопрос.

Возьмем для иллюстрации хотя бы, несколько фрагментов уличной Казани.

Вот стоит Гулливер — великанский человек и невдалеке — другой — совсем маленький. Хорошее приглашение в музей? Вполне. Может ли ребенок сфотографироваться рядом с Великаном, в качестве воспоминания о посещении музея? Конечно.

Кич в нашей жизни

Это реклама и она работает в условиях жанра, хотя и загромождает главную улицу Баумана — уж слишком много таких вот наглядных приглашений, но может быть, без них было бы и скучно.

Хотя некоторые как раз и заставляют вспомнить термин «кич». На той же улице Баумана есть приглашение к дегустации самогона (дело тоже неплохое — самогон некая культурная традиция). Считайте, что это мое напоминание о таком музее на улице Баумана в Казани.

Кич в нашей жизни

Однако фигура, вылепленная в состоянии «Белой горячки» — в просторечьи «белка», вряд ли годится быть фоном для милого семейного портрета с ребенком.

Кич в нашей жизни

Вот и получается, что завершает процесс «потребления искусства» все же потребитель — оттого, как мы воспринимаем «то или это» зависит высота планки «общего культурного уровня» данного социума.

Вот еще одна иллюстрация того, как турист, только что сошедший с парома в Хельсинки, вкладывает свою «интерпретацию» в стоящую скульптуру.

К сожалению — должна признаться, что это наш соотечественник… Он долго принаравливался — уж очень хотелось получить именно такую фотографию.

Кич в нашей жизни

Что ж! Мало ли теперь по миру развелось мальчиков (даже девочек) страдающих энурезом. Был брюссельский бронзовый мальчик — местная достопримечательность. Откуда взялась идея — трудно сказать. Википедия напоминает: «Точное время и обстоятельства создания статуи неизвестны. По некоторым сведениям, статуя существовала уже в 15 веке, возможно, с 1388 года. Одни краеведы рассказывают, что она установлена в напоминание о событиях гримбергенской войны, когда люлька с сыном Готфрида Лёвенского была подвешена на дереве, чтобы видом будущего монарха воодушевлять горожан, а ребёнок оттуда мочился на сражающихся под деревом воинов. По другому преданию, статуя была изначально призвана напоминать горожанам о том мальчике, который струёй мочи потушил разложенные неприятелем под городскими стенами боеприпасы».

Эти легенды мы знаем и они воспринимались нами как пикантная подробность «городского интерьера», но вот идея массово «размножилась» и превратилась в пошловатый элемент масскультуры.

Причем сама фигура великорослого Гуманоида-инопланетянина, может быть и не шокировала бы — уж очень грустное выражение лица: и куда я попал! Да и как такому большому вместиться в общественный туалет.

 

Кич в нашей жизни

Кстати, у него и щеки пунцовые — ему стыдно… Но это моя интерпретация, жаждущая оправданий тем, кого «слепили из того, что было»…

А вот на эту лавочку (тоже элемент городского интерьера города Казани) я бы все же не стала садиться. Ну, не мое! А кому-то опять же, вполне комфортно — «прикольно же».

Кич в нашей жизни

(Фото из интернета. Я даже не стала фотографировать — не знала, что пригодится для размышления о киче)

Так что я не против скульптур, которые растут как грибы в наших городах. И милые толстые коты, кажется во всех городах, радуют взгляд своим уютом.

Кич в нашей жизни

Этот кот мне мил. Но речь о другом.

Кич — это все же «дешевка для кухни, куда и гостей-то не принято допускать», поэтому выбирая объект для фона нашего запечатления, стоит немного и поразмыслить — гармонируем ли мы с ним, с этим фоном.

Однако...

Вот эта скульптура (вокзал станции Юдино в Казани) напоминает, что Время-деньги и не слишком ли я злоупотребила вашим вниманием!

Кич в нашей жизни

(фото интернета)

Кстати, это Микеланджело обычно не запечатлевал свое авторство на работах (за исключением одного случая — мы его знаем).

А здесь авторство как раз есть! И оно умиляет! Просто нет вопросов. Одни ответы! Это же здорово!

Кич в нашей жизни

И все же хочется закончить на позитивной ноте. Вот рядом с великанской бутылкой Бехеровки в Карловых Варах, я сфотографировалась и не думаю, что это было зазорно.

Кич в нашей жизни

А рядом с этими ярославскими Влюбленными фотографироваться не стала. Почему? Они слишком прекрасны, слишком о многом молчат их «восьмиричные» фигуры, слившиеся в поцелуе. Это Космос. А Космос — это Красота. И как важно не нарушить молчание о Великом. Здесь моя фигура несомненно нарушила бы прекрасную гармонию.

Кич в нашей жизни

Я отошла в сторонку, с теплым сердцем — это моя интерпретация…

16282 – карма
Позиция в рейтинге – 25
Комментарии