Сегодня 26 августа (по старому стилю 13-е число). В этот день Православная Русь молится перед иконой «Умягчение злых сердец». Наверное, сегодня эта молитва перед этим Образом нам особенно необходима. Имя иконы звучит как вопль сердечный и надеждится, что Матушка-Заступница услышит слиянные воедино наши душевные порывы: Помоги! Богородица Дева! Услыши во грехах погрязших и напастями терзаемых, детей твоих.
Есть в Библии строки и сюжеты, которые я храню с особым чувством сопричастности и состарадания…
Христос на Кресте, терпя муки невыразимые, позаботился о Своей Матери. Дабы не оставить ее одинокую (а на Востоке, женщина, оставшаяся без мужского попечения становилась изгоем), он обратился к ученику, которого любил и который не оставил своего Учителя — стоял вместе с Его Матерью у Креста, хотя другие ученики в страхе разбежались.
«… говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой. Потом говорит ученику: се Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе».
Вот с тех пор, как понимает это событие наша Церковь, мы все — люди усыновлены Богородицей, стали ее земными детьми на все времена.
Чем платим мы за эту милость…
Существует два похожих Образа, которые, к сожалению, путают даже иконописцы, неверно подписывая свои творения. Есть икона «Умягчение злых сердец» и есть «Семистрельная». Тропарь у этих икон один, на глас 5…
Умягчи́ на́ша зла́я сеpдца́, Богоpо́дице, и на́пасти ненави́дящих нас угаси́/ и вся́кую тесноту́ души́ на́шея pазpеши́, на Твой бо святы́й о́бpаз взиpа́юще, Твои́м состpада́нием и милосе́pдованием о нас умиля́емся и pа́ны Твоя́ лобыза́ем, стpел же на́ших, Тя теpза́ющих, ужаса́емся. Не даждь нам, Ма́ти Благосе́pдная, в жестосе́pдии на́шем и от жестосе́pдия бли́жних поги́бнути, Ты бо еси́ вои́стину злых сеpде́ц умягче́ние.
А вот перевод, который, как мне кажется и не нужен…
Умягчи наши злые сердца, Богородица, и нападения ненавидящих нас отрази, и всякие душевные огорчения наши разреши, ибо, взирая на Твой святой образ, Твоим состраданием и милосердием к нам мы сердечно сокрушаемся и раны твои целуем, о стрелах же наших, терзающих Тебя, ужасаемся. Не дай нам, Милосердная Мать, погибнуть в жестокосердии нашем или от жестокосердия ближних, ибо Ты воистину умягчение злых сердец.
Оба образа несут один и тот же смысл — мы терзаем нашу Всепетую Мати, своими грехами. Семь стрел (иногда на иконе пишут кинжалы) — семь грехов, которыми сейчас так тяжело болеет Человечество: гнев и агрессия, зависть, измена, уныние, гордыня, алчность и чревоугодие (последнее не всегда нами осознается, но в обществе потребления, многие сегодня меняют ценности на цены. Деньги, деньги… и личные привычные удобства, которых страшно вдруг лишиться).
Стрелы или кинжалы в двух Образах распределены по-разному: «Умягчение злых сердец» по три справа и слева и один снизу. У «Семистрельной» четыре слева, три справа.
Для иконописцев это важно, а мне нет… Что справа, что слева… Стрелы наших грехов терзают ЕЁ плоть, ЕЙ больно…
Почему-то сейчас вспомнила беседу с первоклашками в одной гимназии. Я рассказывала о Рождестве и дети воспринимали по-разному. Когда коснулась Фомы неверующего, желающего для убедительности запустить пальцы в раны Господни, один мальчик, что с самого начала чувствовал себя некомфортно, снова забормотал «Робот, робот, это инопланетянин, мне папа говорил…», а у девочки, что сидела рядом с ним глаза наполнились слезами и она воскликнула: Зачем он так! Ему же больно!»
Хорошо ли мы чувствуем сегодня чужую боль или очерствели сердцем так, что уже не плачем о других, не ведая тайну, что все мы едины и чужой боли не бывает.
В интернете прочитала — о чем нужно молиться перед этим святым Образом. Там несколько пунктов. Я даже повторять не буду. Неужели непонятно! Само название Образа и его символика говорят обо всем с достаточной полнотой. К чему фарисейство, что никогда не покидало нас. Молитва — это чистое сердце и зачем нужны эти выдуманные советы «просвещенных». Чистое сердце и глубокое покаяние! Покаяние, потому что каждый из нас грехами своими вонзается или вонзался в Пречистое тело Богородицы, вколачивал гвоздь в Крестную муку.
Я не люблю, когда мне дарят иконы… Я не люблю, когда бумажные иконочки становятся закладками в книгах, пусть и Богослужебных… Я не люблю.
Приобретение иконы — это всегда ОБРЕТЕНИЕ. Мой домашний иконостас — это не просто собрание икон — дорогих, старинных (их всего две) и современных. Это события моей жизни — с каждой связано Событие, встреча с человеком, путешествие, паломничество. Так за иконой «Спас Нерукотворный» я поехала на Синай… А могла бы купить в церковной лавке.
С Образом «Умягчение злых сердец» у меня тоже связана история.
Была у нас в храме молодая женщина, которая любила делать подарки. Однажды она подарила мне маленькую бумажную иконку. Об Образе «Умягчение злых сердец» я тогда ничего не знала, а когда прочитала, подумала, что пошлю эту иконку в очередной посылке, одному из заключенных, в тюрьму — мне показалось, что ему это будет кстати. Был такой… 29 лет. Третья судимость.
В то время я сотрудничала с одним «толстым журналом», православной направленности, и в отделе писем мне дали задание отвечать на вопросы заключенных, которые писали в журнал. Нередко вместе с письмами я собирала и посылки — столько жизней, столько судеб, иная боль.
Не прошло и двух недель с той поры, как я сходила на почту, как наша церковная «дарительница» вновь вручила мне что-то к празднику и… ту же икону — «Умягчение злых сердец», только теперь уже большего формата и на картоне.
Спустя несколько дней я собиралась на встречу с группой людей, как говорят, с «невысокой социальной ответственностью».
Наркоманы, алкоголики… Они все в ремиссии — заверили меня, но вы не рассчитывайте, что вас будут слушать. Их терпения хватит минут на двадцать.
После трудного рабочего дня у меня не было времени собираться и готовиться как-то особенно прилежно. Взяв нательный крестик, три иконочки, книги, побежала по первому морозцу на встречу.
Народ встретил меня скептически, но встреча продолжалась часа два и в конце нам всем уже почему-то трудно было расстаться. Нас связало сочувствие.
На прощанье я разложила скромные приношения. Крестик стразу же забрал один парень, который боролся с наркотической зависимостью.
— Я ведь крещеный, а крестик не ношу. Можно взять?
Нашли веревочку. Повестили сообща на шею парню, что был так искренно рад!
А вот из разных иконок, что я разложила на столе, одна из участниц нашей встречи, вдруг воскликнула: вот она! Эта моя!
Бывшая санитарка из клиники для душевнобольных, страдавшая алкоголизмом, схватила кусочек картона и напряженно вглядывалась в Образ, ничего не зная ни имени иконы, ни её смысла.
— Вот эта моя! Эта! Я уже полгода в завязке… Больше никогда… — Говорила она то ли мне, то ли собравшимся, то ли обращаясь к Богородице.
И вновь я без сожаления рассталась с Образом, подумав, что тем людям эта икона больше нужна, нежели мне.
Прошло очень короткое время, и наша любительница делать подарки принесла мне что-то большое, завернутое в бумагу. Это была довольно большая, писанная икона «Умягчение злых сердец»… Я все поняла. Эту икону я с благоговением повесила дома.
Да, иконы приходят и уходят, иногда обретаются, бывает и чудо — обновляются (даже дома), но ничего не бывает случайно.
В моем иконостасе есть небольшая, но очень красивая икона «Сретенье». Мне подарила ее «маленькая Нина» — так звали ее в нашем приходе. В последствии она стала инокиней Нонной. Мы красили с ней, в течение двух дней, церковную ограду, голубой масляной краской и она рассказывала мне свою горькую судьбу сироты, хромоножки(последствия полиомиэлита), а я слушала…
На третий день она принесла мне свою небольшую икону и, сказав, что это ее любимая икона, так что она расстается с ней с некоторым сожалением, вручила мне.
— Вам она нужнее,- сказала она вздохнув.
Дело в том, что мой день рождения — 14 февраля случился накануне Сретенья, которое, по церковной традиции начинают праздновать уже 14го вечером — Вечерня.
Так что можно сказать, что я родилась в великий праздник Сретенья.
Почему сейчас я вспомнила об этом!
Дело в том, что второе название иконы «Умягчение злых сердец» это «Симеоново проречение».
Помните… Стихотворение Бродского «Сретенье». Прекрасные строки о библейском событии, когда Мария через положенные 40 дней принесла своего Сына в храм и Симеон предрек ей:
" И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».
Впрочем… Почему бы не вспомнить это стихотворение все, целиком.
Оно пленяет своей мелодичностью и простотой.
«Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.
Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.
И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.
А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,
реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: он — твое продолженье и света
источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в нем».- Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.
И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:
«В Лежащем сейчас на раменах твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».
Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядела.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле
для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шагал по застывшему храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.
И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога
пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
Сегодня списков Образа много — они есть едва ли ни в каждой церкви, но мироточивые образа в четырех храмах:
Церковь Архангела Михаила (Москва) при Клиниках на Девичьем поле (ул. Еланского д.2а)
В селе Бачурино (Подмосковье)
Храм св. Лазаря (Вологда)
Храм в городе Жиздра Калужской области.
Вот такой сегодня Праздник. Иконы «Умягчение злых сердец».
Будем молиться перед этим Образом. Настало время.