Сегодня, в день знаменательного Богородичного Праздника, который отмечают и почитают именно в России — Праздника Покрова Пресвятой Богородицы, мне почему-то вспомнился один сюжет из моего давнего путешествия на Синай. Сюжет не связан именно с этим праздником, но вот вспомнился, и захотелось поделиться. Так бывает — проходит время, и какие-то события приобретают новые интонации, даже новую значимость.
Может быть, эта маленькая история ожила в памяти еще и в преддверии празднования Праведного Федора Ушакова, воина, что не проиграл ни одного морского сражения, защищая интересы Родины — России.
Непобедимый адмирал, а в конце жизни монах, принявший постриг, родился в 1745 году. Тогда великих битв хватало и на суше, и на море.
Но как пел когда-то Булат Окуджава «… все начнется вновь. Все должно в природе повториться… И слова, и пули, и любовь, и кровь… Времени не будет помирится…»
Мы вновь слушаем военные сводки.
15 октября в Калининграде в кафедральном соборе Христа Спасителя (площадь победы 2) состоится молебен о наших воинах перед мощами святого праведного флотоводца Федора Ушакова.
И слова тропаря будут звучать особенно проникновенно, потому что время такое.
Держа́ве Росси́йстей архистрати́г непобеди́мый яви́лся еси́,/ ага́рянскую зло́бу нивочто́же вмени́в и разори́в:/ ни сла́вы мирски́я, ниже́ бога́тства взыску́я,/ но Бо́гу и бли́жнему послужи́л еси́,/ моли́, свя́те Фео́доре,/ во́инству на́шему дарова́ти на враги́ одоле́ние,/ оте́честву во благоче́стии непоколеби́му пребы́ти,// и сыново́м Росси́йским спасти́ся.
Но вернемся к Синаю. Я ехала на автобусе в монастырь св. Екатерины с особым чувством, ведь именно там находится терновый куст Неопалимой Купины, из которого сам Господь разговаривал с Моисеем.
Куст живет и это чудо, как и то, что в колодце Моисея до сих пор есть вода. В пустыне, спустя тысячелетия!
В интернете прочитала, что куст Неопалимой Купины пытались пересаживать, но он нигде, ни разу не прижился.
Шепотом поведаю вам тайну — это не так.
Было время, когда я часто бывала в Пюхтицком Успенском монастыре (Эстония). Там мне рассказали историю о том, как кто-то привез Матушке Варваре — тогда игуменье монастыря, в подарок, засушенную веточку Купины.
Матушка дар приняла, а потом благословила одну из сестер посадить сухую веточку в горшок с землей и поливать. Сестра не поверила в возможность оживления такой сухой веточки, но по благословению сделала все, как следовало. Каково же было удивление насельниц, когда веточка ожила и стала расти.
Чудеса не нужно выдумывать, их нужно просто замечать и не проходить мимо. Иногда на грани чуда случаются человеческие действия, поступки.
Я ехала в монастырь как паломница, но автобус был туристический и когда мы подъехали к монастырю, который открыт только до полудня, там скопилось уже немало других туристических автобусов, что привезли разноязычных людей из самых разных стран.
Экскурсия была недлинной и мы всей говорливой, шумной толпой направились к храму, где находились мощи св. Екатерины. Немалое пространство храма почти сразу же оказалось заполнено. Было душно, жарко.
(фото из интернета)
Вскоре вышел священник грек и объявил, что молебна не будет. Законопослушные иностранные гости почти сразу начали покидать храм, садится в автобусы и отъезжать восвояси. И только туристы из России почему-то остались.
Прошло время. Все знали, что храм вот-вот закроют, согласно расписанию, но люди стояли.
Было невыносимо жарко. Арабы водители и сопровождающие не понимали, почему русские не спешат в свои гостиницы, с кондиционерами и прохладными напитками, почему уехали немцы, англичане, итальянцы, а русские остались.
Пожалуй, мы и сами не знали, на что можно надеяться. Вновь выходил монах и уже на русском языке объявил, что молебна не будет, но мы стояли.
Было невыносимо жарко, но дети не плакали, их иногда выводили на свежий воздух, но трудно сказать, где температура была выше.
Среди нас не было паломников (за некоторым исключением), это была толпа туристов, но мы были русские и поэтому стояли.
Мужики, время от времени выходили покурить и вновь возвращались. Мы все были совсем «не святые», грешные люди, но мы стояли.
Это было вопреки всякой логике, однако уйти из того сообщества было невозможно, наверное каждому казалось или предчувствовалось, что это было бы равноценно предательству чего-то важного, актом поражения что ли, и мы стояли.
Прошло часа два в немыслимой духоте и ожидании. Не было никаких просьб и тем более требований, мы просто стояли в каком-то неожиданно всех нас объединившем смирении и ждали.
Наконец вышел старенький монах, благословил всех и начал молебен…
Молитва объединила уже готовые к ее восприятию сердца и Божья Благодать принакрыла нас всех несказанной радостью.
Потом было миропомазание. Нам раздали колечки (кто-то писал в интернете, что их группе предложили эти колечки — воспоминание о св. Екатерине — невесте Христовой, купить).
В нашем случае такое было бы просто невозможно…
А потом мы вышли из храма, расселись по своим автобусам и уехали в разных направлениях.
Я смотрела в окно. Пески-пески. За все время я, практически не пользовалась фотоаппаратом. Разве фотографии смогут заменить память сердца!
Впрочем, фотографировать пустыню тоже почти что бесполезно. Получится «неправда», вторая реальность, может быть даже и красивая реальность, но неживая. Этим нужно дышать!