Разговор о гидах на сайте Туристер — совсем не лишний, хотя он затрагивает не только профессиональные проблемы, но и в значительной степени — личностные.
Поскольку я в некотором роде «спровоцировала» этот спор — проясню свою позицию
Еще раз о гидах и не только |
Разговор о гидах на сайте Туристер — совсем не лишний, хотя он затрагивает не только профессиональные проблемы, но и в значительной степени — личностные.
Поскольку я в некотором роде «спровоцировала» этот спор — проясню свою позицию
Конечно, у каждого есть своя (как говорил Гегель — он много путешествовал) сокровищница воспоминаний, а в этой сокровищнице лежат не только бриллианты впечатлений о встрече с иными странами, культурами, уникальными артефактами, но и с людьми (хорошими и не очень).
О хороших людях мы долго помним — о них хочется рассказывать, плохое — быстро забывается и эта особенность человеческой психики — наша защита от духовного разрушения.
Я благодарна друзьям, готовым предупредить меня, на основе своего неудачного опыта: «туда не ходи», «здесь остерегайся»…
Обычно к таким советам я прислушиваюсь, и они помогают.
Но все же, моя позиция — терпимость к людям, желание их понять, может быть оттого, что я много писала о театре, а критики должны особенно осторожно относиться к тем, о ком говорится «объективное» слово правды.
Расскажу один случай из событий давно минувших дней, где совместилось и «гидство и гадство» и искусство и человеческое сердце.
Великолепное сопрано из Болгарии Роза Миткова впервые приехала в Советский Союз на гастроли. Она должна была спеть Виолетту в «Травиате» Верди в Оперном театре в Казани. Летела из Софии через Москву, где ей дали сопровождающую — молодую девушку с амбициями и снобизмом.
Роза давно мечтала побывать в России и для нее первое и такое желанное посещение нашей Родины было, по ее словам, как путешествие на святую землю…
В Москве, Людмила (кажется, так звали сопровождающую) повела ее на экскурсию по городу. Роза была человеком воспитанным, поэтому ее рассказ не был осуждающим, но можно было догадаться о том, какую экскурсию ей предложила Людмила!
Бегом по Москве, под проливным дождем, с заходом в нужные для Людмилы магазины, с намеками на то, что Роза могла бы и материально поучаствовать в покупках юной сопровождающей. В результате певица простудилась.
Она приехала в Казань совершенно больная, с температурой, с больным голосом.
Мечта спеть на сцене в России оказалась под угрозой.
Мы с моей подругой — заместителем директора театра, начали опекать гостью. Поить травами, лекарствами, отогревать сердцем.
Я должна была писать об этом спектакле правду и только правду «ничего кроме правды», а я понимала, что уже сам выход на сцену Розы в таком состоянии — это подвиг.
Как мы переживали! Ведь посвященных в проблему было только трое — остальные, в том числе и пратнеры, не должны были знать о болезни.
Были сомнения, но она все же вышла на сцену и провела свою партию прекрасно. Просто пришлось выбрать иную интерпретацию — она пела камерно, почти нигде не показывая свой голос в полную силу.
Такое неожиданное исполнение в основном было встречено с пониманием, ведь Виолетта Дюма — Верди тяжело больна…
Не могу передать, как переживали мы в своей ложе за Розу, а Людмила сидела рядом и скучала (ни мгновения раскаяния), лишь в антрактах, когда включали свет, она доставала томик Мопассана и томно читала…
Я написала вполне честную рецензию, сыграв на камерности и ее убедительности в данном случае.
Но выходя из театра услышала такой диалог двух бескомпромиссных ценителей:
«А голосок-то что-то слабенький… Да уж! Деньги дерут за билеты, а хорошего не показывают».
Поверьте! У Розы в том спектакле были такие до дрожи пробирающие пианиссимо!!! Она блестяще провела партию и вышла победительницей.
Конечно, и тогда можно было отомстить Людмиле и «настучать» — вроде бы заслужила.
Но нам не хотелось. Помню, что глаза бы мои на нее не смотрели…
А мы втроем с Розой и моей подругой праздновали победу.
Гид — это тоже немного артист. Уж я-то знаю, что если ты вышел на сцену — никому нет дела до твоих проблем: жизнь артиста!
Но все же, все же, я с упорством, как говорят немцы " в каждом свинстве ищу кусочек ветчины» …
И знаете — получается. Открывается порою такое! Такие судьбы, такие сюжеты!
Однажды мои хорошие знакомые разводились (молодые, красивые танцовщики), а вечером должны были танцевать Ромео и Джульетту в балете Прокофьева. И танцевали.
Это было давно. Но сюжет так застрял в сердце, что несколько лет назад я вспомнила и написала стихотворение.
Монолог балерины
Вчера - любимая. Вчера - любимый.
Шрам на сердце от надорванности.
Костюм Джульетты.
Стылое лето -
это
холод струится по венам…
Пора на сцену!
Шёлк волос его пальцы ласкал.
Дрожь от прикосновенья к родинке
на правом плече.
...Легче,
легче уже...
Ну же!
Сегодня в спектакле он - Ромео,
и не сбежать из этого плена.
Пора на сцену!
Морщинки под гримом -
подправить бровь.
Глоток кофе. Балет Прокофьева.
Сынишка болеет: температура.
Уже увертюра!
Отбросить все мысли! Пора настроиться!
Никто не ссорился…
Никто не ссорится…
Просто другая - и он с ней другой…
А был другом,
Был целой Вселенной!
Пена. В небе пустом звездная пена.
Пора на сцену!
Какая мука: играть любовь.
Чувства уродливы,
жесты угодливы.
Билеты проданы.
Отданы мы,
проданы публике,
словно бублики, сладкие бублики.
Блики
на полу от огня камина.
Ты помнишь, любимый!
Помнишь, как мы друг в друга врастали…
А стали
остылые.
Остались
лишь тени тем
и боль за стенами тел.
Балет.
Гибкие станы
прячут стоны.
О как давят стены! Как будто тонны…
Стены, стены…
Пора на сцену!
Гиды — это тоже артисты. Пожелаем себе встречи с талантливыми, влюбленными в людей и в свою профессию, достойными спутниками наших путешествий!