Когда мы берем в руки фотоаппарат, то, конечно же, должны понимать всю степень ответственности за ту информацию, которую хотим донести до окружающих.
Когда-то снимали фотоаппаратом «Смена», потом «Зенитом», у кого-то был Фэд. Готовили проявители, закрепители, искали нужный номер фотобумаги, соображали — пленку какой чувствительности нужно взять с собой на Юг, где очень яркое солнце, а на какой лучше снять друзей-подруг в классной комнате. Непростое это было дело. Поэтому и занимались этой «сладкой канителью» только настоящие любители, потому что лентяям это было ни к чему.
Теперь, когда техника так шагнула вперед и каждый лентяй взял в руки фотоапарат, видеокамеру, или просто мобильник и зараженный духовной болезнью «селфинга» (есть такая — ищите у психологов, или позднее расскажу), запечетлевает все, что ему хочется. Но поскольку человек — существо социальное, ему все же, очень важно получить одобрение окружающих, поэтому молодежь (и не только) выкладывает свои фототворения в Интернет и получает «Лайки».
Вы знаете сколько сегодня криминальных ситуаций, когда юные провоцируют драки, насилие, лишь для того, чтобы кого-то позабавить и получить (на самом деле эфемерное) одобрение виртуального мира.
На сайте «Туристер» я именно потому, что здесь дается достойная альтернатива этой болезни современности. Этот сайт — обмен информацией, поэтому фотографирование оказывается не самоцелью, а средством донести нужную информацию, в данном случае, касающуюся туризма и путешествий.
Для того, чтобы донести информацию — нужно, чтобы фотоработы были качественные и об этом также можно много прочитать на этом сайте, у опытных мастеров, из серии полезных советов.
Однако диалектика содержания и формы, гармония этих взаимообусловленных моментов, — очень важное условие качественности материала.
К сожалению, иногда внимание к технической стороне заслоняет вопросы о содержательности изображения, попавшего в кадр.
Не берусь кого-либо учить, просто готова высказать некоторые предположения и наблюдения.
Свои фото выкладываю не как «образцовые» (чур-чур:), но как наглядные примеры того, что я имею в виду.
Понятие «решения пространства» хорошо знакомо художникам, но его никто не отменял и в фотографии. Кино добавило к реестру многих выразительных средств и свои, например понятие различных планов, не исключая, при этом, внимания к композиции и другим средствам.
Все конечно же знают, что существует общий план, детальный план, средний план, крупный план фото и видеосъемки.
Должна заметить, что крупный план — это очень большая ответственность, так как автор привлекает самое глубокое и очень эмоциональное внимание к объекту.
Возьмем такой знакомый (особенно артистам) пример. Поет вокалист — великий, или не очень. Оператор показывает лицо поющего, бесстыдно заглядывает в рот поющему, и просматривает артиста, как говорится «до желудка».
Благо сейчас у нас хорошая стоматология, а раньше!!!
Делают это не только несмышленоши, а очень уважаемые опраторы, которые считают себя мастерами. Ах, если бы они слышали о себе все то, что говорят о них эти артисты (всемирно известные дивы и менее известные). Рот, гортань и пр. — это инструмент вокалиста и, конечно же, нужно выбрать такой ракурс, чтобы не смущать зрителя натурализмом, а дать возможность сосредоточиться на собственно пении.
Да есть правда жизни (вспомним героя Басова, в фильме «Я шагаю по Москве), но есть и художественная правда и они не совсем совпадают.
Знаете как «душки-тенора», которых так обожают дамы, а теперь «звезды», поющие не под фонограмму, готовятся к выходу на сцену? Прямо скажем не эстетичное зрелище: плюются, харкают, сморкаются и т. д. Это никогда не показывают (пока еще), так как такое «знание» ничего зрителям не прибавит.
Иногда все же показывают как духовики симфонического оркестра, в паузы, зачем-то трясут свои инструменты. Люди не всегда знают — зачем (и хорошо), потому что они вытряхивают слюну и брезгливым людям, это знать было бы неприятно (на фоне лирического соло скрипок, к примеру), когда «душа тает».
Выбор ракурса очень важен, потому что ты делаешь акцент на какой-либо детали. Если ты «просто снимаешь», не думая о результате, то получается мертвый слепок, который что-то фиксирует, но НЕ РАСКРЫВАЕТ.
Бедная Мария Каллас — она страдала от некоторых фотографов, когда они не скрывали, а значит подчеркивали ее очень длинный нос (я видела такие фото). Но у нее были удивительные глаза, и когда фотохудожник делал акцент на них, даже с фотографии начинал, словно звучать, ее дивный голос. Она была прекрасна.
Вот фотография моего коллеги. Он сидел на конференции, а я искала из какой позиции его снять, чтобы было и живо, и правдиво, и характерно.
Дело в том, что правый глаз профессора был в рождения поврежден и фотографы, которые его фотографировали, на протяжении всей его очень долгой жизни, не особенно задумывались над этим. Главное, чтобы руками махал, или физиономия была чудная, мудрая, глупая, какая угодно…
Я сняла его слева, и он сказал мне, что это лучшая фотография в его жизни…