Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была 19 ноября 16:16
Как интересно изучать собственное Отечество!

О крупных и средних планах. Важны ли детали

25 25

Когда мы берем в руки фотоаппарат, то, конечно же, должны понимать всю степень ответственности за ту информацию, которую хотим донести до окружающих.

Когда-то снимали фотоаппаратом «Смена», потом «Зенитом», у кого-то был Фэд. Готовили проявители, закрепители, искали нужный номер фотобумаги, соображали — пленку какой чувствительности нужно взять с собой на Юг, где очень яркое солнце, а на какой лучше снять друзей-подруг в классной комнате. Непростое это было дело. Поэтому и занимались этой «сладкой канителью» только настоящие любители, потому что лентяям это было ни к чему.

Теперь, когда техника так шагнула вперед и каждый лентяй взял в руки фотоапарат, видеокамеру, или просто мобильник и зараженный духовной болезнью «селфинга» (есть такая — ищите у психологов, или позднее расскажу), запечетлевает все, что ему хочется. Но поскольку человек — существо социальное, ему все же, очень важно получить одобрение окружающих, поэтому молодежь (и не только) выкладывает свои фототворения в Интернет и получает «Лайки».

Вы знаете сколько сегодня криминальных ситуаций, когда юные провоцируют драки, насилие, лишь для того, чтобы кого-то позабавить и получить (на самом деле эфемерное) одобрение виртуального мира.

На сайте «Туристер» я именно потому, что здесь дается достойная альтернатива этой болезни современности. Этот сайт — обмен информацией, поэтому фотографирование оказывается не самоцелью, а средством донести нужную информацию, в данном случае, касающуюся туризма и путешествий.

Для того, чтобы донести информацию — нужно, чтобы фотоработы были качественные и об этом также можно много прочитать на этом сайте, у опытных мастеров, из серии полезных советов.

Однако диалектика содержания и формы, гармония этих взаимообусловленных моментов, — очень важное условие качественности материала.

К сожалению, иногда внимание к технической стороне заслоняет вопросы о содержательности изображения, попавшего в кадр.

Не берусь кого-либо учить, просто готова высказать некоторые предположения и наблюдения.

Свои фото выкладываю не как «образцовые» (чур-чур:), но как наглядные примеры того, что я имею в виду.

Понятие «решения пространства» хорошо знакомо художникам, но его никто не отменял и в фотографии. Кино добавило к реестру многих выразительных средств и свои, например понятие различных планов, не исключая, при этом, внимания к композиции и другим средствам.

Все конечно же знают, что существует общий план, детальный план, средний план, крупный план фото и видеосъемки.

Должна заметить, что крупный план — это очень большая ответственность, так как автор привлекает самое глубокое и очень эмоциональное внимание к объекту.

Возьмем такой знакомый (особенно артистам) пример. Поет вокалист — великий, или не очень. Оператор показывает лицо поющего, бесстыдно заглядывает в рот поющему, и просматривает артиста, как говорится «до желудка».

Благо сейчас у нас хорошая стоматология, а раньше!!!

Делают это не только несмышленоши, а очень уважаемые опраторы, которые считают себя мастерами. Ах, если бы они слышали о себе все то, что говорят о них эти артисты (всемирно известные дивы и менее известные). Рот, гортань и пр. — это инструмент вокалиста и, конечно же, нужно выбрать такой ракурс, чтобы не смущать зрителя натурализмом, а дать возможность сосредоточиться на собственно пении.

Да есть правда жизни (вспомним героя Басова, в фильме «Я шагаю по Москве), но есть и художественная правда и они не совсем совпадают.

Знаете как «душки-тенора», которых так обожают дамы, а теперь «звезды», поющие не под фонограмму, готовятся к выходу на сцену? Прямо скажем не эстетичное зрелище: плюются, харкают, сморкаются и т. д. Это никогда не показывают (пока еще), так как такое «знание» ничего зрителям не прибавит.

Иногда все же показывают как духовики симфонического оркестра, в паузы, зачем-то трясут свои инструменты. Люди не всегда знают — зачем (и хорошо), потому что они вытряхивают слюну и брезгливым людям, это знать было бы неприятно (на фоне лирического соло скрипок, к примеру), когда «душа тает».

Выбор ракурса очень важен, потому что ты делаешь акцент на какой-либо детали. Если ты «просто снимаешь», не думая о результате, то получается мертвый слепок, который что-то фиксирует, но НЕ РАСКРЫВАЕТ.

Бедная Мария Каллас — она страдала от некоторых фотографов, когда они не скрывали, а значит подчеркивали ее очень длинный нос (я видела такие фото). Но у нее были удивительные глаза, и когда фотохудожник делал акцент на них, даже с фотографии начинал, словно звучать, ее дивный голос. Она была прекрасна.

Вот фотография моего коллеги. Он сидел на конференции, а я искала из какой позиции его снять, чтобы было и живо, и правдиво, и характерно.

Дело в том, что правый глаз профессора был в рождения поврежден и фотографы, которые его фотографировали, на протяжении всей его очень долгой жизни, не особенно задумывались над этим. Главное, чтобы руками махал, или физиономия была чудная, мудрая, глупая, какая угодно…

Я сняла его слева, и он сказал мне, что это лучшая фотография в его жизни…

О крупных и средних планах. Важны ли детали

Не знаю почему, но люди, которых я снимаю — всегда получаются красивые.

Вот это Маша — наша церковная староста. Чем не русская красавица! Она всегда так одевается на Пасху и ходит до отданья. Просто праздник чтит.

О крупных и средних планах. Важны ли детали

У меня есть фотографии, которые я сейчас хотела бы вам показать, но внутренний редактор как-то протестует: а как эти люди посмотрели бы на то, что эта фотография была размещена в Интернете без их ведома!

Но они, правда — красивые.

Это Тамара Зурабовна. Она как умела молилась за папу Теоны — Зураба, когда он болел. Она добрая!

О крупных и средних планах. Важны ли детали

Я люблю фотографировать стариков, при этом никогда не «натягиваю» их портреты в Фотошопе — зачем! Разве они в этом нуждаются! Дело не в возрасте, а в том, какими личностями они предстают.

Работая в Эстонии, я однажды попала на фотовыставку шведов. Выставка называлась: «Женщины мира». Долго не шла. Думала, что будет глянец, но когда мне сказали, что там есть фотопортрет нашей Елены Викторовны (ей тогда уже было 100 лет), я пошла.

Елена Викторовна — исконная ленинградка, как жена врага народа, в 30 е годы, отбыв вместе с мужем ссылку и похоронив его, уже не получила право вернуться в Ленинград. Скиталась одиноко, вместе со своей уникальной билиотекой. Потом ее приютил наш институт, дав комнатку в студенческом общежитии, а она подарила студентам свою библиотеку.

Когда я пришла на выставку — была приятно поражена — это была выставка настоящих фотохудожников. В основном немолодые женщины всего мира в их повседневных заботах, тревогах, радостях и горестях. Там не было некрасивых! А портрет Елены Викторовны был просто потрясающий. Вот на таких примерах я и училась.

Иногда можно сконцентрировать внимание не на лице, не на глазах, а на руках. Художники знают, какая это важная деталь. На этом снимке моя юная знакомая кокетливо закрыла лицо, но разве рука не говорит о ней так много…

О крупных и средних планах. Важны ли детали

А эта рука! Надо же так завернуть! Это была чужая фотосессия, но я примкнула:)

О крупных и средних планах. Важны ли детали

Совсем недавно мы с мужем участвовали в забавной акции. Можно было придти в один из двух отведенных дней и сфотографироваться (обязательно семейный портрет) в интерьерах дворца. Порядка тридцати фотографий потом бесплатно выдавались в эл. виде, а одну (на выбор самого фотографа) он печатал и давал к диску.

Молодой парень оказался Мастером. Я видела, как он работал до нас с ребенком. Он дал ему залезть во все шкафы и тумбы, он полностью раскрепостил его, а потом начал снимать ту семью из четырех человек.

Не очень давно, мой научный руководитель приезжал из США отмечать свой юбилей. Он прочитал доклад, который лично я глубоко прочувствовала и оценила. Это были серьезные, философски размышления о проблеме отношения исследователя к объекту изучения, о проблеме необходимости любви к этому объекту (в широком понимании).

Тот фотограф любил «свои объекты» и я, купаясь в его готовности запечатлеть хорошее, не чувствовала возраста.

17587 – карма
Позиция в рейтинге – 26
Комментарии