"Великолепно оркестрованный город" часть 2
|
|
Ах, венцы! Неунывающие и легкие, как ветер с Дуная!
Юный Иоганн Штраус, вместе с другом по пирушке, ранним утром, пока все спят (а он еще и не ложился) перевешивают вывески с похоронного бюро на булочную и наоборот. Вот утром смеху-то будет!
И действительно, проснувшиеся венцы, озадаченно чешут затылки, но прощают легкомысленным юнцам их проделки — ведь догадываются — чьи именно! А прощают, потому что должок за «моральный ущерб» будет оплачен сполна новыми искрометными мелодиями вальсов, полек, маршей.
Нет, этих венцев надо держать в узде, ведь они в своих народных песенках, даже к Самому Господу обращаются как к Великому Танцмейстеру.
Великолепный, кружевной и в то же время величественный Собор Св. Стефана не только архитектурная доминанта города — это и центр культурной жизни. Невозможно говорить о музыкальной Вене без упоминания об этом Соборе.
В ночь, когда мы прилетели в Вену, в соборе предполагался очередной концерт. Должны были исполнять «Реквием» Моцарта. Мы зашли в собор вечером. Только что закончилась служба и запахи благовоний как-то естественно ложились на необыкновенно красивый светомузыкальный танец, что разливал свою неслышную, но такую явную музыку по всему пространству Собора.
Как я узнала, эта светомузыкальная ткань — плод работы современных дизайнеров, которых пригласили немного «подвеселить» собор изнутри.
Вот и я подпала под венское настроение! Пользуюсь таким легкомысленным словом для характеристики чего-то возвышенного. Но право! Красота не бывает поругаема. Современное светомузыкальное оформление собора — очень органично, оно питается великолепием световых оттенков традиционных для Западной Европы витражей и в то же время, дарит новые возможности, более свойственные современному восприятию.
Главное, что во всем этом действе нет и намека на пошлость, а радость — духовная радость, это и есть цель человеческой жизни. Нужно только верно понять, что мы под этим подразумеваем.
В 1237 году при соборе св. Стефана была основана первая школа подготовки профессиональных певцов и музыкантов, а в 1334 году здесь был установлен первый в Вене орган. Когда в 1365 году организовался первый в Вене Университет, из числа его студентов был организован хор, который пел в соборе духовную музыку, а за пределами собора, и светскую. Как много всего «первого», как много того, что впервые!
Как первая любовь…
Впоследствии музыкальная жизнь Вены пошла по двум направлениям, как говорили в советское время: по пути легкой музыки и серьезной.
Легкая музыка заметно оформилась после памятного события, имевшего огромные последствия для музыкальной Вены — это открытие первого в Европе кафе — Калшицкого (но об этом позднее).
А серьезная музыка продолжала возрастать при соборе св. Стефана, пока воспитанники и музыканты, трудящиеся в его стенах не стали сначала Венскими классиками, а потом и великими представителями европейского романтизма.
С этим собором тесно связаны судьбы Иозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Франца Шуберта и многих других, великих.
Трудно сказать — узнал бы мир Гайдна, с его великолепными симфониями, ораториями, интрументальной музыкой и столь популярной сегодня в широкой среде ораторией «Времена года», если бы не этот собор…
Мальчик из семьи уважаемого каретника деревни Рорау, что в нижней Австрии, как и было положено, пел в местном церковном хоре, потом, уже в Гайнбурге, куда он тоже попал за ангельский голос, был замечен венским композитором Георгом Ройтером. Он увез мальчика с чистым, дискантом в Вену, где тот при соборе св. Стефана получил прекрасную музыкальную подготовку и стал композитором.
Конечно, нужно отдать должное и личной инициативе юноши, который не гнушался ради заработка, прислуживать при обедах богатых вельмож, где тоже звучала, уже другая музыка, которую он жадно ловил.
В соборе св. Стефана пел и обучался также и младший брат Иозефа — Михаэль, который впоследствии стал учителем великого К. М. Вебера!
В «Доме музыки» в зале Гайдна можно много узнать о жизни и творчестве композитора. Можно даже «помузицировать — поимпровизировать» вместе с ним или с самим Моцартом.
Эти интерактивные музыкальные игры очень симпатичны. Садишься за электронный клавесин — напротив сам композитор (восковая фигура) и начинается дуэт!
Невозможно отделить и жизнь великого Моцарта от жизни этого собора. Достаточно напомнить, что здесь он венчался со своей Констанцией. Здесь его и отпевали… Не в самом соборе (велика честь для простого композитора. а в часовне, при соборе). Вот здесь есть мемориальная доска…
В этом соборе не раз звучали великие творения не только самого Моцарта, но и Сальери (да, того самого!) Он жил в Вене и обучал музыке и Бетховена, и Шуберта, многих других… С ним, как с признанным мэтром советовался и сам Моцарт.
Кажется уже и наукой доказано, что Моцарт умер от запущенной болезни, что он не был отравлен Сальери. Никто никогда не писал запрет на исполнение произведений Сальери, а вот ведь! Музыканты не желают исполнять!
Сегодня все же случается, что произведения Сальери время от времени звучат, даже иногда в одном концерте с музыкой Моцарта, но это не смывает клейма.
Наверное, впоследствии я еще расскажу вам — почему… Как я это понимаю.
Сегодня собор (это принято у католиков), выполняет роль и замечательного концертного зала в центре Вены.
Вообще в этом Соборе можно взять аудиогид, хотя именно о музыке и музыкантах вы там немного услышите.
Главный алтарь — Hochaltar выполнен в стиле барокко. Изображения покровителей Вены св. Леопольда и св. Флориана здесь не случайны.
Справа от входа находится почитаемая и католиками и православными, икона Пёчской Божией Матери. Когда мы зашли в храм, в приделе сидели люди. Они сидели молча. Их было много.
Я знала об этой иконе, и мне очень хотелось ее увидеть и почтить.
А ведь перед этой иконой пели братья Гайдны, и Шуберт, молился Моцарт и Бетховен… Это одна из самых почитаемых святынь Австрии!
А еще есть катакомбы, куда не очень-то рекомендуют ходить с детьми…
Но в Вене недолго плачут. Здесь все легко. Да и разговор у нас здесь и сейчас немного о другом…
Музыка колоколов собора св. Стефана — это тоже голос города.
Всего в звоннице 23 колокола и у каждого своя функция.
Новый Пуммерин — Большой колокол северной башни, был отлит в 1951 и установлен взамен одноименного колокола, отлитого в 1711 и погибшего в 1945 году. После Кёльнского собора, это второй по величине колокол Европы. Пуммерин звонит одиннадцать раз в год — по великим праздникам, и в связи с особыми событиями, например в связи с интронизацией папы или венского архиепископа.
Для ежедневного колокольного звона используются 11 колоколов южной башни, которые установленны в 1960. Есть особый колокол для заупокойной службы, но особенно «впечатляет» функция одного из них, называемого «пивным» — ведь он возвещает закрытие пивных в городе!
Ах, Вена! Ты неисправима! Оставайся такой!