Вы поедите с нами паломничать»? – спросил знакомый батюшка, собирающий группу прихожан для автобусной поездки в один из монастырей.
Паломничество - что это? |
Вы поедите с нами паломничать»? – спросил знакомый батюшка, собирающий группу прихожан для автобусной поездки в один из монастырей.
Слово «паломничать» - старое русское слово и означает оно, согласно трактовке В.Даля «ходить на поклонение в Иерусалим».
Когда-то так оно и было. Паломничеством считалось посещение мест, связанных со священной историей.
В ветхозаветные времена, главным местом паломничества был Иерусалим.
После реформ царя Иосии (VII в.до Р.Х.) множество палестинцев шли поклониться святыням.
Однако паломничество, как явление, близкое нашему пониманию, началось уже в IV веке по Р.Х, при Константине Великом. Тогда появился первый путеводитель(!) по Святой Земле «Бордосский путник 333г». Тогда же появились и первые описания путешествий паломников.
Так «Паломничество по Святым местам» Эстерии в русском переводе И.В. Помяловского вышло в свет в Санкт-Петербурге, в 1889 году.
Однако намного раньше публикаций существовала устная традиция. Люди рассказывали о своих путешествиях по святым местам и эти невыдуманные истории очень любили на Руси.
Паломников-рассказчиков еще называли КАЛИКАМИ…
Вспоминается далекий урок музыкальной литературы. Действующие лица и исполнители оперы Мусоргского «Борис Годунов» Какие-то калики-перехожие. Кто они? Почему-то представляются нищие калеки (слово похоже). Представляются артисты хора в старых костюмах «на подборе», что топчутся рядом с юродивым: «Подайте копеечку!»
Конечно, были и калики-калеки – ведь к святыням люди шли также и за исцелениями. Но все же изначально – калика перехожий – это нищий странствующий богатырь, странник, пребывающий во смирении.. Название же «калика» происходит от названия обуви пастухов, что всю жизнь проводили в переходах. Лоскут кожи, затянутый по подъему ремнем назывался каликой. В такой обуви ходил и Сам Иисус Христос.
На Руси любили привечать в дом странников, идущих на Богомолье, ведь они, при отсутствии газет, радио и телевидения, выполняли роль первых журналистов.
От калик перехожих узнавали последние новости о событиях, которыми жили люди в дальних краях, жадно питались новой информацией о неведомом.
Первые сведения о русских паломниках на Востоке относятся к XI веку.
Русские монахи, как правило, были людьми грамотными, и оставляли свои впечатления в виде путевых записок.
Первое такое описание своего путешествия составил в начале XII века игумен Даниил: «Житие и хождение Даниила, Русския земли игумена. 1106-1108 годы».
Как видим, при тех транспортных возможностях, путешествия паломников могли продолжаться не один год и были сопряжены с большими трудностями и опасностями.
В XIX веке для развития паломничества создается «Русская духовная миссия в Иерусалиме». Ведь после установления турецкого господства на Ближнем Востоке, путешествия паломников из Россию в Святую Землю стали более опасными.
После Первой Мировой войны, эта миссия прекратила свое существование, но затем возобновила деятельность. Кроме православного паломничества, окормляемого Московским Патриархатом, успешно существует и паломничество католиков, протестантов.
Стоит напомнить, что после трагического разделения Церкви на Западную и Восточную, которое произошло в 1054 году, западная церковь нередко «навещала» святыни «с мечом в руке». Так многие святыни, к которым мы едем и которые находим в тех же католических храмах, были добыты в результате крестовых походов.
В этой связи обращает на себя внимание разница парадигм: Паломники на Руси – это именно богатыри во смирении, которые не стремились похищать святыни, но шли именно поклониться им, шли в те края, где они были явлены Промыслом. Стремились духовно приобщиться, но не завладеть.
Рассматривая историю паломничества, обращаешь внимание на то, что святыни справедливо «распределены» среди разных народов всего мира.
Эфиопы и австрийцы, испанцы и финны, греки и турки, – у всех есть святыни, к которым хотела бы приобщиться душа каждого верующего человека, и каждого, может быть еще и неверующего, но жаждущего веры.
Известно, что последними словами ПетраI, были слова из Библии: « Верую. Господи! Помоги моему неверию!»
Нет избранных народов. Считающие себя лучшими, превозносящиеся над другими – всегда плохо кончают.
Пусть же путешествия, и в особенности паломнические поездки, помогают это осознавать всем, без исключения.
Ведь как сказал замечательный христианский писатель Е.Поселянин: «Человек – это разумное существо, жаждущее счастья».
Этот материал я решила сопроводить иллюстрациями, которые лишь эмоционально поддерживают мой рассказ. Многие места, храмы, вам знакомы по вашим собственным поездкам, поэтому я не буду их называть.
Сегодня мне очень жаль, что мои прошлые, именно паломнические поездки по монастырям России, немного ушли из памяти, так как не были описаны в виде путевых заметок.
Не осталось и достойных фотографий – цифровых фотоаппаратов тогда не было, да и не пристало паломнику вместо молитвы, запечетлевать святыни. Нет, это не возбраняется, но душа противится.
Вот и думаю я– стоит ли начинать цикл рассказов о моих прошлых путешествиях, в которых главное – это не фотографии (их можно взять и из Интернета), а текст.
Посоветуйте!