Это была феерия — feerie, хотя волшебницей — fee, была совсем не фея, а великое искусство французских импрессионистов. Я словно побывала в Париже XIX века!
Впечатления. Mon impression. |
Это была феерия — feerie, хотя волшебницей — fee, была совсем не фея, а великое искусство французских импрессионистов. Я словно побывала в Париже XIX века!
Это было волшебно, хотя именно импрессионисты одними из первых позвали живописцев из придуманного мира и душных мастерских на открытый воздух!
Отражать саму жизнь в ее переменчивом, непредсказуемом, постоянно рождающем потоке времени!
Но как, какими средствами выразить эту переменчивость…
Осип Мандельштам сказал об этом поэтической строкой:
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил…
Угадывается качель,
Недомалёваны вуали,
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель.
И если эти стихи, стучатся в ваше сердце, а в нем уже звучит музыка Дебюсси, Равеля, и если вы сейчас вдруг идете по сумрачной улице Северной столицы, то не сомневайтесь! Вам просто необходимо срочно помчаться в сторону Морского вокзала, где Художественная галерея подарит несказанную радость общения с великим живым искусством, овеянным дыханием Парижа.
Реклама назовет этот праздник души «Мировой премьерой» — неважно! Слова не передадут ощущений, впечатлений от увиденного, ведь импрессионизм — это за гранью осознанного, это в поле чувств и предчувствий.
Импрессионизм возник на грани веков. Новые достижения науки, новые технические возможности были хорошим фоном для поиска новых путей и в искусстве живописи.
В 1861 году была создана первая в мире цветная фотография, и это событие отчасти проявило стремление целой группы непризнанных французских художников писать на холсте свои впечатления, движения чувств, останавливать мгновения и продлевать их в вечности!
Сегодня, когда новые технические достижения дают необыкновенные возможности этого продления в предчувствиях импрессионистов, мы можем оказаться на такой вот необыкновенной выставке!
Компания Grande Exhibitions, при помощи технологии SENSORY4 проявляет картины импрессионистов в ином виртуальном пространстве, которое великие мастера только предчувствовали.
Данная выставка — это полное погружение в мир прекрасных чувств и впечатлений, которые кто-то когда-то испытал, а теперь и вы можете стать соучастником оживших созвучий красок.
Сорок проекторов высокого разрешения, многоканальная анимированная графика, высококачественное звуковое сопровождение со стереоэффектами, создают как бы новое пространство, в котором живут и сами картины и их новые зрители XXI века. Люди, обживающие это грандиозное арт-пространство порою, сами звучат как тени, на фоне ярких экранов. Невольно вспоминается «Миф о пещере» Платона… Но иногда эти тени так графически выразительны, что вписываются в сюжет и создают новый штрих к изображению.
Пространство постоянно живет. На экраны медленно, в полной гармонии с изящно подобранной музыкой, в основном, композиторов-импрессионистов, всплывают изображения картин. Иногда это проявление начинается с карандашного наброска, затем так, как это делал когда-то сам художник, контуры насыщаются красками. Вот два следующих друг за другом «дубля». Если первый еще не проявлен (не прописан художником)
то второй озвучен ярче и определеннее. Творческий процесс!
А эти танцующие фигуры уплывают, и я просто не успеваю их «поймать» своим фотообъективом.
На разных экранах, не демонстрируются! Нет! Живут! Законченные полотна и их отдельные фрагменты, где можно рассмотреть и крупные мазки, и живую технику.
Люди ходят, сидят, лежат в зале. Смотрят, слушают, впитывают!
Судьбы импрессионистов — художников с бульвара Капуцинок, были полны несчастливых, а иногда и трагических событий. Но почему же в их творчестве так много света, радости, истинно французской легкости и изящества!
Когда у больного Пьера-Огюста Ренуара, который уже не мог держать в искалеченной артрозом иссохшей руке свою кисть, а потому просто привязывал ее к руке, спросили, почему он работает ежедневно и так изнуряет себя… Он ответил, что живопись — это не только удовольствие, но и долг. И если у человека нет ни удовольствия, ни долга, тогда зачем ему жизнь! Через три дня после этого разговора он умер за мольбертом, с кистью в руке.
На выставке есть павильон, где мы можем видеть документальные кадры, сделанные возможно в то время, когда он писал свою последнюю картину. Можем увидеть и других художников в кинодокументах.
Смельчаки с бульвара Капуцинок! Они часто поддерживали друг друга. Они понимали друг друга. Хотя каждый был своеобычен, неповторим, и шел своим путем к истине.
Когда Клод Моне со своей любимой Камиллой голодали, художник писал в Париж своему другу Базилю: «Ренуар приносит нам из дому хлеб, чтобы мы не умерли с голоду».
Сам же Ренуар в это время признавался своему другу, что они с женой едят не каждый день, но при этом добавлял, что абсолютно счастлив работая. В это время он писал «Купанье на Сене». Трудно представить, что эта радостная сцена была написана человеком, переживающим страшные невзгоды.
Но! Прочь настроения, которые омрачают тучи! Ведь к этому призывали и сами импрессионисты!
Когда другу композитора Мориса Равеля, прекрасному пианисту, оторвало правую руку на войне, композитор, специально для него написал концерт для левой руки, и он играл!
Почему вы не пишите? Спросил великий Курбе Клода Моне, который в бездействии стоял в саду перед мольбертом.
— Жду солнца! Был ответ.
В этом простодушном ответе, на самом деле вся эстетика импрессионизма, вся тайна творчества радости и света!