Каждый город планеты своеобычен. Как распознать черты особенные. Как в суете близнецов-микрорайонов не пропустить биение живого сердца!
Симбирские сны |
Каждый город планеты своеобычен. Как распознать черты особенные. Как в суете близнецов-микрорайонов не пропустить биение живого сердца!
Ульяновск — город моего детства. Но города меняются, как и мы меняемся. Уже трудно узнать в старике младенца златокудрого, а в новом цивильном городе — растворившиеся в тумане времени, забытые черты.
Хожу по чужим улицам, вижу знакомые сады, парки, здания, помещенные в иную среду — как цветы пересаженные… Не узнаю.
Только Волга прежней осталась. Так бы и полетела! Не все ж только Наташам да Катеринам летать на просторе, воспаряющим фантазиями великих наших литераторов.
Маргарита? Нет! Не мое. Однако Булгаковское и еще Сакуровское искривление пространства, когда можно попасть в иное измерение полусна-полумечты, наверное может осуществиться…
Прошлое в будущем. Миры в мирах… Есть такая теория у Циолковского…
Брожу по прошлому. Листья шуршат под ногами… А может быть и не листья, а паркет залов Русского музея в Санкт-Петербурге… Холодное утро льется в окно. Я стою у знакомой скульптуры Музы — памятник Карамзину.… Здесь лишь копия… Реальность там!
Садик Карамзинский в облаке сиреневом, ульяновский Летний сад, куда няни послевоенных детей гулять водили.
Вон там детская песочница была, а здесь мне няня свои фантазии рассказывала. Запомнилось лучше всякой исторической правды, как сказка…
«Вот это писатель великий, и он умирает от чахотки в страшной бедности. А зовут его Карамзин. Много писем он написал царю, да ответа не было и денег не высылали. А уж как прислали деньги, так они ему и не нужны совсем. Жизнь прошла. Вокруг слуги плачут — жалеют! Добрый был…»
Вот на этом самом месте этот рассказ няни слышала. Запомнилось…
А жила я на улице Ульянова, как раз на той улице, где вождь революции родился. К столетию весь город перестроили, а уж от памятной улицы и совсем ничего не осталось, только решетка, что к соседнему дому примыкала. Сколько с этой решеткой связано!
«Были порваны струны
И дожди замолчали.
Фонари словно луны,
Над землею качались.
Лишь чугунные розы
На решетках старинных,
Забывали о прозе,
Все молили за ливни»…
Это я на уроке физики написала — об этой решетке и о чем-то еще… Важном. О чем тогда мечталось и во что верилось.
И вместо моего дома теперь площадь. Простор…
А домик музейный, Мемориал принакрыл, придавил.
А ведь когда-то здесь в окнах свет горел. Шелковые абажуры… Патефоны крутили… Дети гомонили. Душистыми цветами, да близкими садами тишь вечерняя, прогретая, благоухала. Уютно было.
Теперь во сне призрачном иные цвета. Мир памяти — иной мир, иные законы света и тени.
Искривляется пространство. Меняются картины.
Вот старинный Симбирск, не мой — бабушкин! Эти три храма в самом центре стояли. Троицкий собор, что во имя любви возведен был когда-то, до меня, из пушки расстреливали… Слышала рассказы о злодеянии таком… Взрослые рассказывали.
А в мое время на этом месте уже музей возведен был. Это здание — неотъемлемо от моего города детства, как страница памяти, что не вырвать.
И этот дом, который бабушка называла дом Шатрова — тоже страница памяти. Каждый день мимо него ходила… Красивый дом!
Дедушка вспоминал, что в одну ночь хозяин проиграл в карты все состояние и все пошло «с молотка». Тогда из этого имущества наш стол купили, дубовый, большой, на ножках-копытах, что скреплены обручами деревянными.
Давно нет того стола, а ножки остались. Я их в тумбочку под телевизор превратила. Везде за собою вожу, по разным квартирам. В детстве между этих четырех копыт, словно детский домик был — любила там играть… Как помещалась! Да и я ли это была… Сон…
Сны…
Первый инструмент был Шредер.
О пианино, что к моему сундучку прижали, все в семье говорили с уважением.
Откуда мне было знать, что первые немецкие фортепьяно появились в России еще в конце XVIII века. Что Фабрика Шредера была в Санкт-Петербурге, на Литейном. Существовала с 1816 года. Целых сто лет существовала на радость музыкантов и их публики!
Для меня мое пианино и радость, и тайна, и мука. Каждодневные занятия, гаммы, инвенции, этюды… Трудно дружить с этой капризной принцессой — Музыкой. Ее любовь еще заслужить надо. Не простое дело. А мир так пел вокруг меня и так хотелось эту музыку воспроизвести!
А в дальнем здании моя мама работала. Вон, окна с балконом! Там больных принимала. В то время врачи называли больных другим словом — страдающие! Так принято было.
А Креста поклонного перед окнами маминого кабинета тогда не было. Только теперь узнала, что на этом месте церковь в революцию снесли, потому и Крест поставили. Машины объезжают его по кольцу, суетно, шумно… А та иная жизнь, как в тумане, как в дымке… Вспоминается, как иная реальность.
Сколько времен пересекаются, переливаются… Симбирск — Семь ветров! Славянское, татарское, угро-финское, и Бог весть какое еще начало, в этих краях рождалось, крепло, переплеталось, набиралось силы. Волга все помнит… Течет- молчит.
Эх, кабы знал кто, как ладно мне во сне мчаться на коне по степи! Навстречу теплым ветрам! Откуда это? Из какого века? Не знаю…
Город детства. Глаза в глаза.
Да только себя не узнать
В витринах высоток нитей,
Которыми выткан сити.
Голод памяти не утолить
На улицах авто-нервных.
Каждый спешит быть первым,
Чтобы… успеть забыть?
Освободиться от бремени…
Витрины — смотрины Времени.
Каждый город планеты своеобычен. Как распознать черты особенные. Как в суете близнецов-микрорайонов не пропустить биение живого сердца!
Ульяновск — город моего детства. Но города меняются, как и мы меняемся. Уже трудно узнать в старике младенца златокудрого, а в новом цивильном городе — растворившиеся в тумане времени, забытые черты.