39.JPG
А стихотворные строки уже овладели нами... Стихотворение "Шекспир" Набокова... Средь этих книг "тайной комнаты-архива" оно читается особенно легко и естественно. Я вернулась в эту комнату, уже после экскурсии. Вы слышите? Эти стихи здесь и сейчас просто хочется пропевать.................................................................
"Среди вельмож времен Елизаветы
и ты блистал, чтил пышные заветы,
и круг брыжей, атласным серебром
обтянутая ляжка, клин бородки -
все было, как у всех... Так в плащ короткий
божественный запахивался гром.
Надменно-чужд тревоге театральной,
ты отстранил легко и беспечально
в сухой венок свивающийся лавр
и скрыл навек чудовищный свой гений
под маскою, но гул твоих видений
остался нам: венецианский мавр
и скорбь его; лицо Фальстафа - вымя
с наклеенными усиками; Лир
бушующий... Ты здесь, ты жив - но имя,
но облик свой, обманывая мир,
ты потопил в тебе любезной Лете.
И то сказать: труды твои привык
подписывать - за плату - ростовщик,
тот Вилль Шекспир, что "Тень" играл в "Гамлете",
жил в кабаках и умер, не успев
переварить кабанью головизну...
Дышал фрегат, ты покидал отчизну.
Италию ты видел. Нараспев
звал женский голос сквозь узор железа,
звал на балкон высокого инглеза,
томимого лимонною луной
на улицах Вороны. Мне охота
воображать, что, может быть, смешной
и ласковый создатель Дон Кихота
беседовал с тобою - невзначай,
пока меняли лошадей - и, верно,
был вечер синь. В колодце, за таверной,
ведро звенело чисто... Отвечай,
кого любил? Откройся, в чьих записках
ты упомянут мельком? Мало ль низких,
ничтожных душ оставили свой след -
каких имен не сыщешь у Брантома!
Откройся, бог ямбического грома,
стоустый и немыслимый поэт!
Нет! В должный час, когда почуял - гонит
тебя Господь из жизни - вспоминал
ты рукописи тайные и знал,
что твоего величия не тронет
молвы мирской бесстыдное клеймо,
что навсегда в пыли столетий зыбкой
пребудешь ты безликим, как само
бессмертие... И вдаль ушел с улыбкой"...
Был ли Шекспир — на этот вопрос пытаются отвечать многие ученые в разных странах и в разные времена.
Прошедший 2016 год был знаменательным — во всем мире отмечали 400-ю годовщину памяти великого британского драматурга. Да, так случилось, что в истории осталось представление именно об этом авторстве гениальных творений и, наверное, уже неважно: верно это или нет. Мы любим именно Шекспира, читаем Шекспира, ценим Шекспира…
Если это была великая мистификация эпохи Возрождения, то, несомненно, она удалась, и мы никогда не узнаем правды. Да и нужна ли она!
Однако, все же, многочисленные авторы, которые, возможно, скрывались за именем Шекспир, которые в процессе жизненных перипетий сменяли друг друга, зачем-то все же оставляли свои «метки»! Они словно дразнили потомков возможной разгадкой, которую ныне уже окончательно поглотило время, оставив нам только отблески сомнений, которые конечно же тревожат наше воображение.
Исследователи спорят — значит есть предмет для спора…
Вспомним хотя бы акростих из великой «Бури» — разве не поражает, когда текст (в моем ныне уж очень свободном переводе звучит так: но кто я! И под пыткой испанским башмачком — не отвечу)… А первые буквы четверостишья, сверху вниз, читаются: Бэкон!!! Простите — нет под рукой текста, поэтому привожу этот аргумент лишь как впечатливший меня когда-то.
Да, один из претендентов на авторство был великий философ — Френсис Бэкон — философ, лорд-канцлер Англии, которому уже по статусу не пристало бы быть автором пьес! Связи с театром! Это конечно же «порочащие связи» и в этих связях он при жизни «замечен не был».! Однако, подтверждением этой версии может служить множество фактов. Например, хотя бы, то, что ряд мыслей, выражений из пьес Шекспира имеются именно в записных книжках Бэкона. А вот был ли грамотным сам Шекспир! В любом случае не настолько, чтобы читать тексты на «живых языках» Возрождения! А ведь многие сюжеты пришли именно из романского мира!
Ах, это только сделать первый шаг, вступить на манящий путь исследования-расследования! Затягивает. Розенкрейцеры с их мистическими тайнами — они такие. (Фрэнсис Бэкон, как известно, состоял в рядах этого тайного мистического ордена).
Сегодня в музеях часто проводят квесты.
Выставка, посвященная Шекспиру, что завершилась в Москве и открылась в Музее-усадьбе Державина в Санкт-Петербурге, не случайно называется аллюзия (стилистический прием, содержащий порою и элемент насмешки, и намек на какой-либо общеизвестный исторический или литературный факт).
Замечу, что о туристическом объекте «Музей-усадьба Державина» я уже написала здесь.
https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/museum/27636/responses/2981
И вот теперь хотелось бы сосредоточиться только на Шекспире, той экскурсии, которая прошла в стенах этого замечательного музея. Как это было?
В течение 45 минут нам, под руководством экскурсовода, предлагают искать разгадку тайны личности Шекспира и должна признаться, что поразмышлять на эту тему в обстановке, где тебе не только задают вопросы, но и щедро делятся некоторыми фактами — интересно. Вся экскурсия — это самый настоящий квест, но не придуманный для развлечения, а сложившийся в истории человечества, написанный властной рукой судьбы.
Для того, чтобы как-то оправдать публикацию альбома на туристическом сайте, замечу, что путешествуют не только люди, но и выставки. Данная выставка тоже путешествует и пока не известно — в какой иной город она переместится из Петербурга. Предупредить моих друзей о ее возможном приезде — мой долг, потому что выставка интересная…