Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — сейчас на сайте
Снова с друзьями!
Фотоальбом

А был ли Шекспир...

Был ли Шекспир — на этот вопрос пытаются отвечать многие ученые в разных странах и в разные времена.

Прошедший 2016 год был знаменательным — во всем мире отмечали 400-ю годовщину памяти великого британского драматурга. Да, так случилось, что в истории осталось представление именно об этом авторстве гениальных творений и, наверное, уже неважно: верно это или нет. Мы любим именно Шекспира, читаем Шекспира, ценим Шекспира…

Если это была великая мистификация эпохи Возрождения, то, несомненно, она удалась, и мы никогда не узнаем правды. Да и нужна ли она!

Однако, все же, многочисленные авторы, которые, возможно, скрывались за именем Шекспир, которые в процессе жизненных перипетий сменяли друг друга, зачем-то все же оставляли свои «метки»! Они словно дразнили потомков возможной разгадкой, которую ныне уже окончательно поглотило время, оставив нам только отблески сомнений, которые конечно же тревожат наше воображение.

Исследователи спорят — значит есть предмет для спора…

Вспомним хотя бы акростих из великой «Бури» — разве не поражает, когда текст (в моем ныне уж очень свободном переводе звучит так: но кто я! И под пыткой испанским башмачком — не отвечу)… А первые буквы четверостишья, сверху вниз, читаются: Бэкон!!! Простите — нет под рукой текста, поэтому привожу этот аргумент лишь как впечатливший меня когда-то.

Да, один из претендентов на авторство был великий философ — Френсис Бэкон — философ, лорд-канцлер Англии, которому уже по статусу не пристало бы быть автором пьес! Связи с театром! Это конечно же «порочащие связи» и в этих связях он при жизни «замечен не был».! Однако, подтверждением этой версии может служить множество фактов. Например, хотя бы, то, что ряд мыслей, выражений из пьес Шекспира имеются именно в записных книжках Бэкона. А вот был ли грамотным сам Шекспир! В любом случае не настолько, чтобы читать тексты на «живых языках» Возрождения! А ведь многие сюжеты пришли именно из романского мира!

Ах, это только сделать первый шаг, вступить на манящий путь исследования-расследования! Затягивает. Розенкрейцеры с их мистическими тайнами — они такие. (Фрэнсис Бэкон, как известно, состоял в рядах этого тайного мистического ордена).

Сегодня в музеях часто проводят квесты.

Выставка, посвященная Шекспиру, что завершилась в Москве и открылась в Музее-усадьбе Державина в Санкт-Петербурге, не случайно называется аллюзия (стилистический прием, содержащий порою и элемент насмешки, и намек на какой-либо общеизвестный исторический или литературный факт).

Замечу, что о туристическом объекте «Музей-усадьба Державина» я уже написала здесь.

https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/museum/27636/responses/2981

И вот теперь хотелось бы сосредоточиться только на Шекспире, той экскурсии, которая прошла в стенах этого замечательного музея. Как это было?

В течение 45 минут нам, под руководством экскурсовода, предлагают искать разгадку тайны личности Шекспира и должна признаться, что поразмышлять на эту тему в обстановке, где тебе не только задают вопросы, но и щедро делятся некоторыми фактами — интересно. Вся экскурсия — это самый настоящий квест, но не придуманный для развлечения, а сложившийся в истории человечества, написанный властной рукой судьбы.

Для того, чтобы как-то оправдать публикацию альбома на туристическом сайте, замечу, что путешествуют не только люди, но и выставки. Данная выставка тоже путешествует и пока не известно — в какой иной город она переместится из Петербурга. Предупредить моих друзей о ее возможном приезде — мой долг, потому что выставка интересная…

Дело было вечером... Желающих пройти по залам усадьбы Державина было немного - всего-то человек восемь...
Вообще ближе к ночи музеи начинают жить совсем своей жизнью... Начинается тайна.
Дело было вечером... Желающих пройти по залам усадьбы Державина было немного - всего-то человек восемь... Вообще ближе к ночи музеи начинают жить совсем своей жизнью... Начинается тайна.
В тайну Шекспира нас  взялся посвятить экскурсовод Константин. С удовольствием слушала его и радовалась тому, что есть смена!!
А он вводил нас в исторический процесс, под пристальными взглядами английских монархов из далекого прошлого.
В тайну Шекспира нас взялся посвятить экскурсовод Константин. С удовольствием слушала его и радовалась тому, что есть смена!! А он вводил нас в исторический процесс, под пристальными взглядами английских монархов из далекого прошлого.
Не могу сказать, что это прошлое было безоблачным. Вот здесь на фоне этого ужасного, живописного фона, Константин кажется каким-то доверчивым эльфом.
Должна признаться, что вообще-то черепов в экспозиции много. Приготовьтесь.
Не могу сказать, что это прошлое было безоблачным. Вот здесь на фоне этого ужасного, живописного фона, Константин кажется каким-то доверчивым эльфом. Должна признаться, что вообще-то черепов в экспозиции много. Приготовьтесь.
Это макет театра "Глобус". Вы, конечно же,  и так знаете что представлял собою этот театр - к чему "открывать "Америку", точнее Британию того времени, пусть в одной из эскизных зарисовок-набросков!
А все ж, напомню!
Спектакли были длинные-предлинные. Героям театрального зрелища рубили головы с закономерным постоянством (вспомните горы черепов и топор палача в предыдущем фото - это не случайно).
Но простую публику нужно было удержать в театре, ведь деньги платили не "до", а "после" спектакля. Не понравилось - владельцу театра - один убыток...
А  Шекспир, к слову сказать, был не просто актером, впоследствии он "дорос" и до совладельца - после ошеломляющего успеха постановок его комедий и трагедий в Лондоне, куда он переехал с семьей из Стратфорда.
Однако как  Шекспир относился к своим великим творениям!  После успеха "Ромео и Джульетты", "Короля Лира"! - он возвращается в родной Стратфорд и начинает карьеру...ростовщика!
Могло ли это обстоятельство пройти мимо дотошных исследователей!
Это макет театра "Глобус". Вы, конечно же, и так знаете что представлял собою этот театр - к чему "открывать "Америку", точнее Британию того времени, пусть в одной из эскизных зарисовок-набросков! А все ж, напомню! Спектакли были длинные-предлинные. Героям театрального зрелища рубили головы с закономерным постоянством (вспомните горы черепов и топор палача в предыдущем фото - это не случайно). Но простую публику нужно было удержать в театре, ведь деньги платили не "до", а "после" спектакля. Не понравилось - владельцу театра - один убыток... А Шекспир, к слову сказать, был не просто актером, впоследствии он "дорос" и до совладельца - после ошеломляющего успеха постановок его комедий и трагедий в Лондоне, куда он переехал с семьей из Стратфорда. Однако как Шекспир относился к своим великим творениям! После успеха "Ромео и Джульетты", "Короля Лира"! - он возвращается в родной Стратфорд и начинает карьеру...ростовщика! Могло ли это обстоятельство пройти мимо дотошных исследователей!
Забавно, конечно, но здесь (невольно) на фоне таблички "начало осмотра" стоит важный экспонат. Это туалет. С таким путешествовала королева!
У простого народа в "Глобусе", таких удобств не было, а за много часов восхищенного просмотра хотелось и поесть (паче выпить), ну и соответственно...
Сервис несомненно был - приносили "ведро по требованию"... Да-да, прямо в "зрительный зал".
Запахи были невыносимые, но что это по сравнению с искусством, которое тут же опровергало все неудобства!
Забавно, конечно, но здесь (невольно) на фоне таблички "начало осмотра" стоит важный экспонат. Это туалет. С таким путешествовала королева! У простого народа в "Глобусе", таких удобств не было, а за много часов восхищенного просмотра хотелось и поесть (паче выпить), ну и соответственно... Сервис несомненно был - приносили "ведро по требованию"... Да-да, прямо в "зрительный зал". Запахи были невыносимые, но что это по сравнению с искусством, которое тут же опровергало все неудобства!
На этом фото Константин хотя и на фоне все того же топора палача, и с тем же выражением лица "безгрешного эльфа", но уже без черепов. А главное, мы уже вышли из смрада театра "Глобус"и можем насладиться строками Шекспира...
Вот Просперо из "Бури":
"И мне их жалко. Уж если их мученьями растроган Ты, бестелесный дух, то неужели Я, созданный из плоти, как они, Кому близки их чувства и желанья, Не буду сострадательней, чем ты? Хотя обижен ими я жестоко, Но благородный разум гасит гнев И милосердие сильнее мести. Единственная цель моя была Их привести к раскаянью. Я больше К ним не питаю зла. Освободить Ты должен их. Заклятье я сниму, И возвратится снова к ним рассудок".
Как современно звучит... Да. Гений - он на все времена... Но кто же он, этот гений?
На этом фото Константин хотя и на фоне все того же топора палача, и с тем же выражением лица "безгрешного эльфа", но уже без черепов. А главное, мы уже вышли из смрада театра "Глобус"и можем насладиться строками Шекспира... Вот Просперо из "Бури": "И мне их жалко. Уж если их мученьями растроган Ты, бестелесный дух, то неужели Я, созданный из плоти, как они, Кому близки их чувства и желанья, Не буду сострадательней, чем ты? Хотя обижен ими я жестоко, Но благородный разум гасит гнев И милосердие сильнее мести. Единственная цель моя была Их привести к раскаянью. Я больше К ним не питаю зла. Освободить Ты должен их. Заклятье я сниму, И возвратится снова к ним рассудок". Как современно звучит... Да. Гений - он на все времена... Но кто же он, этот гений?
Да-да! это кровать, хотя спать на ней можно только сидя (по тем поверьям, коль ляжешь, ночью расслабишься, так и станешь жертвою злого духа)...
А так, кровать (макет, конечно) очень добротная. Именно кровать, но не рукописи и книги (их просто не было в доме Шекспира) великий драматург упомянул в своем завещании. Ну не странный ли факт!
Да-да! это кровать, хотя спать на ней можно только сидя (по тем поверьям, коль ляжешь, ночью расслабишься, так и станешь жертвою злого духа)... А так, кровать (макет, конечно) очень добротная. Именно кровать, но не рукописи и книги (их просто не было в доме Шекспира) великий драматург упомянул в своем завещании. Ну не странный ли факт!
И вот, наконец, главная тайная комната - архив. Эта комната выполнена в стилистике комнаты-сейфа, где хранятся  «дела», «подозреваемых» в авторстве и  проходящих по делу «Личность Шекспира». 
Вообще-то таких "подозреваемых" сегодня можно насчитать более пятидесяти, но здесь главные "соучастники"!
И вот, наконец, главная тайная комната - архив. Эта комната выполнена в стилистике комнаты-сейфа, где хранятся «дела», «подозреваемых» в авторстве и проходящих по делу «Личность Шекспира». Вообще-то таких "подозреваемых" сегодня можно насчитать более пятидесяти, но здесь главные "соучастники"!
Должна признаться, что после окончания экскурсии, я  вернулась в тайную комнату и спокойно перелистала все дела.
Должна признаться, что после окончания экскурсии, я вернулась в тайную комнату и спокойно перелистала все дела.
Как разведчик в фильме о шпионах, я сфотографировала эти дела, чтобы потом передать их руководству.... сайта, конечно же)))
Как разведчик в фильме о шпионах, я сфотографировала эти дела, чтобы потом передать их руководству.... сайта, конечно же)))
Если есть желание - вы тоже можете почитать. Аргументы "за" и "против"...
Если есть желание - вы тоже можете почитать. Аргументы "за" и "против"...
Первым  в печати заявил о своих сомнениях в авторстве Шекспира, американец К.Харт. Затем писательница Делия Бэкон ездила в Англию с гипотезой об авторстве своего однофамильца Фрэнсиса Бэкона, позже за нее ухватился и  Игнатиус Доннелли, вице-губернатор Миннесоты, конгрессмен и автор трудов об Атлантиде. С интересом к шекспировскому вопросу относился  Марк Твен и многие другие.
Первым в печати заявил о своих сомнениях в авторстве Шекспира, американец К.Харт. Затем писательница Делия Бэкон ездила в Англию с гипотезой об авторстве своего однофамильца Фрэнсиса Бэкона, позже за нее ухватился и Игнатиус Доннелли, вице-губернатор Миннесоты, конгрессмен и автор трудов об Атлантиде. С интересом к шекспировскому вопросу относился Марк Твен и многие другие.

Внимание к шекспировскому вопросу в России возникает в 1920-е годы. 
В 1924 году Владимир Набоков написал стихотворение «Шекспир».
Великолепное творение!
Я непременно приведу его в конце повествования!
Внимание к шекспировскому вопросу в России возникает в 1920-е годы. В 1924 году Владимир Набоков написал стихотворение «Шекспир». Великолепное творение! Я непременно приведу его в конце повествования!
Нет, это не просто шкафы "тайной комнаты" - это шкафы-сейфы, которые хранят тайны.
Нет, это не просто шкафы "тайной комнаты" - это шкафы-сейфы, которые хранят тайны.
Дверцы открывались и тайны озвучивались Константином...
Сколько их - претендентов на авторство!
Дверцы открывались и тайны озвучивались Константином... Сколько их - претендентов на авторство!
Вот здесь Фрэнсис Бэкон, а внизу - Кристофер Марло.
Вот здесь Фрэнсис Бэкон, а внизу - Кристофер Марло.
Елизавета Сидни, графиня Рэтленд; А нижняя фотография... Нет-нет,  это не артист Вячеслав Тихонов (хотя одно и то же лицо!)Это Роджер Меннёрс, 5-й граф Рэтленд.
Елизавета Сидни, графиня Рэтленд; А нижняя фотография... Нет-нет, это не артист Вячеслав Тихонов (хотя одно и то же лицо!)Это Роджер Меннёрс, 5-й граф Рэтленд.
Мери Герберт, графиня Пембрук; Уильям Герберт,  3-й граф Пембрук,
Филипп Герберт, 4-й граф Пембрук.
Мери Герберт, графиня Пембрук; Уильям Герберт, 3-й граф Пембрук, Филипп Герберт, 4-й граф Пембрук.
Джон Донн, Филипп Сидни, Бен Джонсон.
Но не будем утомлять экскурсанта перечислением многих-многих других  претендентов на авторство.
Конечно же, на экскурсии, это были не только предположения, но и обоснования "подозрений"...
Джон Донн, Филипп Сидни, Бен Джонсон. Но не будем утомлять экскурсанта перечислением многих-многих других претендентов на авторство. Конечно же, на экскурсии, это были не только предположения, но и обоснования "подозрений"...
Выставка-аллюзия прекрасно и со вкусом оформлена. Мы, конечно же не пройдем мимо рисунков замечательного художника Юлии Бугуевой, которая задалась целью изобразительной, художественной интерпретации многочисленых текстовых символов Шекспира.
Выставка-аллюзия прекрасно и со вкусом оформлена. Мы, конечно же не пройдем мимо рисунков замечательного художника Юлии Бугуевой, которая задалась целью изобразительной, художественной интерпретации многочисленых текстовых символов Шекспира.
Есть и такая комната. Немой фильм. Уникальные кинокадры первых кинематографических опытов интерпретации Шекспира.
Есть и такая комната. Немой фильм. Уникальные кинокадры первых кинематографических опытов интерпретации Шекспира.
А в этой комнате хранятся удивительные чудеса!!!
В этих флаконах хранятся ЗАПАХИ произведений Шекспира!
Эти запахи составлены выдающимися парфюмерами. Но для того, чтобы создать, открыть  такой аромат, мало быть специалистом в этой узкой  области, нужно быть еще и искусствоведом!
Поверьте! Общение с ароматом "Сна в летнюю ночь", "Ромео и Джульеттой", "Гамлетом" - это не просто забава, это постижение понимания данных произведений другими людьми.
Да, субъективно! Но как великолепно, когда ощущения совпадают! Ведь именно к такому сочувствию и взывает истинное искусство!
А в этой комнате хранятся удивительные чудеса!!! В этих флаконах хранятся ЗАПАХИ произведений Шекспира! Эти запахи составлены выдающимися парфюмерами. Но для того, чтобы создать, открыть такой аромат, мало быть специалистом в этой узкой области, нужно быть еще и искусствоведом! Поверьте! Общение с ароматом "Сна в летнюю ночь", "Ромео и Джульеттой", "Гамлетом" - это не просто забава, это постижение понимания данных произведений другими людьми. Да, субъективно! Но как великолепно, когда ощущения совпадают! Ведь именно к такому сочувствию и взывает истинное искусство!
Как много мы услышали и узнали во время той экскурсии.  Вот здесь размышляли о символике розенкрейцеров...
Как много мы услышали и узнали во время той экскурсии. Вот здесь размышляли о символике розенкрейцеров...
А это сундучок, в котором отвозят в Верону письма, написанные Джульетте...
А это сундучок, в котором отвозят в Верону письма, написанные Джульетте...
Это комната Лоренцо. Можно писать свои письма здесь, но как-то неуютно...
Это комната Лоренцо. Можно писать свои письма здесь, но как-то неуютно...
Вот в этот конверт можно запечатать и послать свою... просьбу... О чем писать?
Вот в этот конверт можно запечатать и послать свою... просьбу... О чем писать?
Известно, что в Вероне, туристы письменно обращаются к Джульетте, ведь она помогает влюбленным. Оказывается из далекого Питера, пока действует выставка можно послать свое письмо в Верону и где-то через месяц получить ответ! Все "взаправду"...
Известно, что в Вероне, туристы письменно обращаются к Джульетте, ведь она помогает влюбленным. Оказывается из далекого Питера, пока действует выставка можно послать свое письмо в Верону и где-то через месяц получить ответ! Все "взаправду"...
Она думает... Мысленно она уже обращается к неведомой Джульетте...
Она и сама прекрасна и доверчива как Джульетта, потому что думает светло и чисто. Сама не ведает, как она сейчас прекрасна...
Она думает... Мысленно она уже обращается к неведомой Джульетте... Она и сама прекрасна и доверчива как Джульетта, потому что думает светло и чисто. Сама не ведает, как она сейчас прекрасна...
В конце экскурсии, у каждого есть и еще одна возможность написать... В данном случае, на большом белом полотне написать отзыв об экскурсии. Я тоже написала, но обратила внимание на этот - ценю тонкий юмор!
В конце экскурсии, у каждого есть и еще одна возможность написать... В данном случае, на большом белом полотне написать отзыв об экскурсии. Я тоже написала, но обратила внимание на этот - ценю тонкий юмор!
Не  рассказать о всех экспонатах и всех возможностях выставки.
Не рассказать о всех экспонатах и всех возможностях выставки.
Зашли в очень интересную комнату!  Здесь масса медиа-возможностей на интересующую тему.
Однако, меня вновь потянуло в тот заветный кабинет. Нет, никто не мешал бродить по тайным комнатам экспозиции! Ты был словно наедине с тайной.
Дело, конечно же не простое. Если еще и помнить строки (не суть - кто стоит за этим именем)... Строки, написанные рукою человека! Строки,  которые потомки избрали в качестве эпитафии на могиле Шекспира:
"Друг, ради Господа, не рой

Останков, взятых сей землёй;

Нетронувший блажен в веках,

И проклят – тронувший мой прах".
Зашли в очень интересную комнату! Здесь масса медиа-возможностей на интересующую тему. Однако, меня вновь потянуло в тот заветный кабинет. Нет, никто не мешал бродить по тайным комнатам экспозиции! Ты был словно наедине с тайной. Дело, конечно же не простое. Если еще и помнить строки (не суть - кто стоит за этим именем)... Строки, написанные рукою человека! Строки, которые потомки избрали в качестве эпитафии на могиле Шекспира: "Друг, ради Господа, не рой Останков, взятых сей землёй; Нетронувший блажен в веках, И проклят – тронувший мой прах".
А стихотворные строки уже овладели нами... Стихотворение "Шекспир" Набокова... Средь этих книг "тайной комнаты-архива" оно читается особенно легко и естественно. Я вернулась в эту комнату, уже после экскурсии. Вы слышите? Эти стихи здесь и сейчас  просто хочется пропевать.................................................................


     "Среди вельмож времен Елизаветы
     и ты блистал, чтил пышные заветы,
     и круг брыжей, атласным серебром
     обтянутая ляжка, клин бородки -
     все было, как у всех... Так в плащ короткий
     божественный запахивался гром.

     Надменно-чужд тревоге театральной,
     ты отстранил легко и беспечально
     в сухой венок свивающийся лавр
     и скрыл навек чудовищный свой гений
     под маскою, но гул твоих видений
     остался нам: венецианский мавр
     и скорбь его; лицо Фальстафа - вымя
     с наклеенными усиками; Лир
     бушующий... Ты здесь, ты жив - но имя,
     но облик свой, обманывая мир,
     ты потопил в тебе любезной Лете.
     И то сказать: труды твои привык
     подписывать - за плату - ростовщик,
     тот Вилль Шекспир, что "Тень" играл в "Гамлете",
     жил в кабаках и умер, не успев
     переварить кабанью головизну...

     Дышал фрегат, ты покидал отчизну.
     Италию ты видел. Нараспев
     звал женский голос сквозь узор железа,
     звал на балкон высокого инглеза,
     томимого лимонною луной
     на улицах Вороны. Мне охота
     воображать, что, может быть, смешной
     и ласковый создатель Дон Кихота
     беседовал с тобою - невзначай,
     пока меняли лошадей - и, верно,
     был вечер синь. В колодце, за таверной,
     ведро звенело чисто... Отвечай,
     кого любил? Откройся, в чьих записках
     ты упомянут мельком? Мало ль низких,
     ничтожных душ оставили свой след -
     каких имен не сыщешь у Брантома!
     Откройся, бог ямбического грома,
     стоустый и немыслимый поэт!

     Нет! В должный час, когда почуял - гонит
     тебя Господь из жизни - вспоминал
     ты рукописи тайные и знал,
     что твоего величия не тронет
     молвы мирской бесстыдное клеймо,
     что навсегда в пыли столетий зыбкой
     пребудешь ты безликим, как само
     бессмертие... И вдаль ушел с улыбкой"...
А стихотворные строки уже овладели нами... Стихотворение "Шекспир" Набокова... Средь этих книг "тайной комнаты-архива" оно читается особенно легко и естественно. Я вернулась в эту комнату, уже после экскурсии. Вы слышите? Эти стихи здесь и сейчас просто хочется пропевать................................................................. "Среди вельмож времен Елизаветы и ты блистал, чтил пышные заветы, и круг брыжей, атласным серебром обтянутая ляжка, клин бородки - все было, как у всех... Так в плащ короткий божественный запахивался гром. Надменно-чужд тревоге театральной, ты отстранил легко и беспечально в сухой венок свивающийся лавр и скрыл навек чудовищный свой гений под маскою, но гул твоих видений остался нам: венецианский мавр и скорбь его; лицо Фальстафа - вымя с наклеенными усиками; Лир бушующий... Ты здесь, ты жив - но имя, но облик свой, обманывая мир, ты потопил в тебе любезной Лете. И то сказать: труды твои привык подписывать - за плату - ростовщик, тот Вилль Шекспир, что "Тень" играл в "Гамлете", жил в кабаках и умер, не успев переварить кабанью головизну... Дышал фрегат, ты покидал отчизну. Италию ты видел. Нараспев звал женский голос сквозь узор железа, звал на балкон высокого инглеза, томимого лимонною луной на улицах Вороны. Мне охота воображать, что, может быть, смешной и ласковый создатель Дон Кихота беседовал с тобою - невзначай, пока меняли лошадей - и, верно, был вечер синь. В колодце, за таверной, ведро звенело чисто... Отвечай, кого любил? Откройся, в чьих записках ты упомянут мельком? Мало ль низких, ничтожных душ оставили свой след - каких имен не сыщешь у Брантома! Откройся, бог ямбического грома, стоустый и немыслимый поэт! Нет! В должный час, когда почуял - гонит тебя Господь из жизни - вспоминал ты рукописи тайные и знал, что твоего величия не тронет молвы мирской бесстыдное клеймо, что навсегда в пыли столетий зыбкой пребудешь ты безликим, как само бессмертие... И вдаль ушел с улыбкой"...
Комментарии к альбому