Яхонтова Елена (elenarossi)
4 238 15 613
91 3 238
818 301  

Бронирование отелей
в Санкт-Петербурге

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Елена Яхонтова » Фотоальбомы » Ускользающий образ Петербурга
(11726) NIKON D3100

Ускользающий образ Петербурга

elenarossi 27 мая 2017 г.
 
Признание
пользователей

Пробудившаяся любовь к былому — великая сила… Искренная любовь возрождает прошлое, делает его участником нашей жизни. Петербург, как никакой другой город помогает ощутить каждому, свою причастность судьбе России и это влечет нас в такой непростой, контрастный, но прекрасный город.

Каждый город имеет свою судьбу и свой образ. В чем магия Петербурга? Неприветливая серость, сырость, мрак севера, и все же! Бесконечная любовь к этому необыкновенному городу каждого чуткого сердца. Помните? Строки поэта Николая Агнивцева, возвратившегося с чужбины в родной город: Прощайте, немцы, греки, турки, и здравствуй, Русская земля! В своем я снова Петербурге, Я, снова русский! снова - "я"! И в небо Питера, бледнея уходит Беженский угар... И вновь, я рифмою своею - целую Невский тротуар!.. А еще хочется вспомнить строки из известной книги Анцыферова "Душа Петербурга": Пробудившаяся любовь к былому - великая сила... Искренная любовь возрождает прошлое, делает его участником нашей жизни. Петербург, как никакой другой город помогает ощутить каждому, свою причастность судьбе России и это влечет нас в такой непростой, контрастный, но прекрасный город.
Недавно услышала важную мысль - Петербург никогда не боялся пустоты. Петербург - это облачение пустоты! Арка Генерального штаба была построена К. Росси, как монумент, посвящённый Отечественной войне 1812 года. Это символ воинской славы. Триумфальная колесница, которую, словно возносит к небу, шестёрка коней. В повозке стоит крылатая Ника, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини — лавровый венок. Как много неба!
Иногда это небо вынуждены держать Атланты. И так уж повелось, что слова Александра Городницкого невольно вспоминаются и звучат в нас знакомой мелодией: Когда на сеpдце тяжесть и холодно в гpуди, к ступеням Эpмитажа ты в сумеpки пpиди, где без питья и хлеба, забытые в веках, атланты деpжат небо на каменных pуках.
Удивительное творение Огюста Монферрана. Александровская колонна - чудо технической мысли (ведь она держится только под тяжестью собственного веса)! В народе ее вслед за Пушкиным стали называть Александрийский столп. После того, как колонна была воздвигнута в 1836 году, Дворцовая площадь получила свое завершение. Ах, как по-петербургски четко самолет "зачеркивает" высь, однако, на самом деле, "облачает эту высь", проявляя глубину бездонной голубизны!
Небо и водный просто! Недавно услышала от историка Марголиса, который вслед за Тыняновым, считающим "единицей Петербурга площадь", называет первой и главной площадью Петербурга... Неву! О! Это целый рассказ! Отсюда и разворачивается архитектурная история города!
А над водою полощутся флаги... И снова строчки посвященные ПетруI Не очень известного ленинградского поэта - Роальда (не Осипа) Мандельштама, написанные в 1956 году...
"Сквозь кружево лиственниц мглистых, читая скрещения шпаг, я резок, как пушечный выстрел, как ветром освистанный флаг. Когда изукрасить заливы луну принесут облака, над миром - таким молчаливым! - моя распростерта рука. Тогда каменеет бумага от тяжести гордых словес: - люблю одиночество флага в хохочущей глотке небес!"
Смешение времен! Петербургу пели разные поэты (и далеко не всегда дифирамбы - вспомним восприятие города в стихах Гиппиус). Но все-таки первый художественный образ Петербурга создал не Державин, не князь Вяземский, а Пушкин... "Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. Невы державное теченье, береговой ее гранит. Твоих оград узор чугунный, твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак, блеск безлунный, когда я в комнате моей пишу, читаю без лампады, и ясны спящие громады пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла"...
Знает ли путешественник, приехавший в Петербург, что кораблик на "Адмиралтейской игле" совсем не простой. Это точный макет первого русского корабля, построенного еще до Петра, "тишайшим" Алексеем Михайловичем! И у этого корабля была тоже своя история, и своя судьба.
Какой диалог неба и воды! А на берегу знаменитый Меншиковский дворец - самый первый, самый главный, ведь сам царь-Петр себе дворцов не возводил, так что все приемы и ассамблеи проходили у друга юности - Меншикова...
Реки, реки. Мойка! Пять километров по городу! Течет, изгибается и... дарит удивительные ракурсы городских архитектурных профилей!
Спас на Крови! Удивительная красота на скорбном месте преступления.
А здесь Лиза ждала Германа на последнее, роковое свидание... Пушкин, Чайковский, вновь смешение времен и судеб!
Сегодня Петербург - это потоки людей.
Петербург - это потоки машин...
Это простор неба, которое опутывают провода, словно желая зачерпнуть неводом голубое пространство.
Далеко от центра - Екатерингофский парк. Корявое дерево почему-то напомнило очень похожее в Люксембургском саду... Потому и сфотографировала.
Вдали - Мариинский дворец, знаменитое творение архитектора А. И. Штакеншнейдера. Построен в 1839—1844 годах. Сколько политических катаклизмов пережил этот дворец! А вот памятник НиколаюI заслуживает отдельного разговора. П.К.Клодт создал его в 1859 году по велению сына царя - АлександраII. Здесь нужно внимательно обойти монумент, и все рассмотреть. Но мы пока только оценим эту важную "архитектурную смысловую точку" в центре Исакиевской площади! О памятнике когда-нибудь, позднее, будет отдельный разговор.
Академия наук - славная история. Основана в Санкт-Петербурге по проекту императора Петра I, утверждённому Сенатом 28 января 1724. Здесь над маршем главной лестницы сегодня находится знаменитое мозаичное панно, созданное самим Михаилом Ломоносовым. А рядом известная Петровская Кунсткамера! Три этажа экспонатов.
И опять простор... "Куда ты скачешь гордый конь и где опустишь ты копыта"... Помню, как однажды в Зубовский институт (он рядом - Исакиевская 5) на заседание ученого совета, пришел человек с множеством папок - дело всей жизни! Он действительно всю жизнь посвятил изучению истории только одного памятника Фальконе! Человек он был совсем немолодой и очень волновался, чтобы его труд попал в заботливые руки. Ему ничего не было нужно (хотя ботинки были явно рваные). Это была еще та, петербургская интеллигенция!
И снова классицизм Джакомо Кваренги! Монументальное здание было выстроено в 1804−1807 годах для зимней и летней выучки, а также парадных конных выездок Лейб-гвардии Конного полка. Сегодня это известный выставочный зал - не пройдите мимо! Здесь бывают очень интересные выставки.
Дом возведен в 1817-1820 гг. для князя А. Я. Лобанова-Ростовского по проекту Огюста Монферрана. Треугольное в плане здание имеет три адреса: Адмиралтейский пр. 12, Исаакиевская пл. 2, Вознесенский пр.1 Главный фасад украшен 8-колонным портиком, по сторонам центральной арки - беломраморные фигуры львов (скульптор Паоло Трискорни) известны еще и тем, что на одном из них спасался Евгений, во время наводнения - так распорядился своим героем Пушкин... Фасад, обращенный к Исаакиевской площади, почти повторяет главный. Фасад по Вознесенскому проспекту решен более скромно. По проекту Монферрана в здании должны были располагаться обширные залы и небольшой театр, но проект не был осуществлен. С 1830-го по 1917 год здесь находилось Военное министерство.
Памятник на месте казни декабристов.
"И пусть его река к стопам несет и роскоши, и неги дани, - на них отпечатлен тяжелый след забот, людского пота и страданий. И пусть горят светло огни его палат, пусть слышны в них веселья звуки, - обман, один обман, они не заглушат безумно страшных стонов муки". Так видел Петербург в своем стихотворении "Город" замечательный поэт Аполлон Григорьев.
Недалеко от памятника, отметившего место казни декабристов, также на территории Артиллерийского музея совсем недавно. в ноябре 2013 года был установлен другой памятник - Михаилу Николаевичу Романову. 50 лет Великий князь был главным артиллеристом Российской Империи и, будучи генерал-фельдцейхмейстером, стал покровителем этого артиллерийского музея.
Петропавловская крепость. Недавно познакомилась с одной преподавательницей вуза, которая подрабатывала экскурсоводом. Для того, чтобы водить экскурсии по "Петропавловке" она училась 2 года на курсах! Но зато нам показывали все уголки, рассказывали все тайны, - объясняла она мне. Петербург не термит пустоты и СУЕТЫ. И как же ему, наверное, трудно нести в себе современное содержание!
Разве нужны слова! Просто красиво! Кстати один из редких случаев, когда колокольню построили значительно раньше храма. Петр хотел утвердиться здесь, на этих берегах, и всем желал показать твердость и незыблемость намерений, в том числе и с помощью этого архитектурного символа.
Знаменитый вид от Петропавловской крепости на Васильевский остров.
Петербург - морской город и этот корабль, хотя и выполняет незавидную функцию ресторана, но построенный на деньги меценатов, справедливо свидетельствует о предназначении Петербурга.
"Я вернулся в мой город, знакомый до слез, До прожилок, до детских припухлых желез. Ты вернулся сюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей!" - строчки Осипа Мандельштама и все, что с ними связано... Но можно ли лучше сказать о таких знакомых с детства панорамах... Ростральные колонны... Стрелка Васильевского... И вот уже другие строчки - Иосифа Бродского, написанные издалека и посланные Родине с холодным ветром - авось долетят... ..."И увижу две жизни далеко за рекой, к равнодушной отчизне прижимаясь щекой. - Словно девочки-сестры из непрожитых лет, выбегая на остров, машут мальчику вслед"
"К равнодушной отчизне прижимаясь щекой"... Так мог сказать только Поэт! И у стен Петропавловской крепости, эти строчки звучат как-то особенно насыщено... А рядом, - пляж и новые люди радуются редкому солнцу - когда оно ненадолго выглядывает из облаков. Жизнь продолжается.
А это знаменитый Пушкинский дом или Институт русской литературы Российской академии наук. Это Имя! Это История! И снова хочется вспомнить строчки Анцыферова из книги "Душа Петербурга": "Пушкин создал из Петербурга целый мир. Этот мир живет и в прошлом и в будущем, но в большей степени принадлежит предшествующему периоду, чем последующему. С наследием Пушкина должны были считаться все пытавшиеся сказать свое слово о Петербурге.
Красуйся град Петров и стой, неколебимо, как Россия!
Да усмирится же тобой и побежденная стихия.
Вражду и плен старинный свой пусть волны финские забудут.
И тщетной злобою не будут тревожить вечный сон Петра.