Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была сегодня 8:59
Снова с друзьями!
Фотоальбом

Ускользающий образ Петербурга

NIKON D3100
73 58
Санкт-Петербург — Россия Май 2017
Признание
пользователей

Пробудившаяся любовь к былому — великая сила… Искренная любовь возрождает прошлое, делает его участником нашей жизни. Петербург, как никакой другой город помогает ощутить каждому, свою причастность судьбе России и это влечет нас в такой непростой, контрастный, но прекрасный город.

Каждый город имеет свою судьбу и свой образ. В чем магия Петербурга? Неприветливая серость, сырость, мрак севера, и все же! Бесконечная любовь к этому необыкновенному городу каждого чуткого сердца.
Помните? Строки поэта Николая Агнивцева, возвратившегося с чужбины в родной город:
Прощайте, немцы, греки, турки,
и здравствуй, Русская земля!
В своем я снова Петербурге,
Я, снова русский! снова - "я"!
И в небо Питера, бледнея
уходит Беженский угар...
И вновь, я рифмою своею - 
целую Невский тротуар!..
А еще хочется вспомнить строки из известной книги Анцыферова "Душа Петербурга":
Пробудившаяся любовь к былому - великая сила...
Искренная любовь возрождает прошлое, делает его участником нашей жизни.
Петербург, как никакой другой город помогает ощутить каждому, свою причастность судьбе России и это влечет нас в такой непростой, контрастный, но прекрасный город.
Каждый город имеет свою судьбу и свой образ. В чем магия Петербурга? Неприветливая серость, сырость, мрак севера, и все же! Бесконечная любовь к этому необыкновенному городу каждого чуткого сердца. Помните? Строки поэта Николая Агнивцева, возвратившегося с чужбины в родной город: Прощайте, немцы, греки, турки, и здравствуй, Русская земля! В своем я снова Петербурге, Я, снова русский! снова - "я"! И в небо Питера, бледнея уходит Беженский угар... И вновь, я рифмою своею - целую Невский тротуар!.. А еще хочется вспомнить строки из известной книги Анцыферова "Душа Петербурга": Пробудившаяся любовь к былому - великая сила... Искренная любовь возрождает прошлое, делает его участником нашей жизни. Петербург, как никакой другой город помогает ощутить каждому, свою причастность судьбе России и это влечет нас в такой непростой, контрастный, но прекрасный город.
Недавно услышала важную мысль - Петербург никогда не боялся пустоты. Петербург - это облачение пустоты!
Арка Генерального штаба была построена  К. Росси, как  монумент, посвящённый Отечественной войне 1812 года. Это символ воинской славы.
Триумфальная колесница, которую, словно возносит к небу,  шестёрка коней.   В повозке стоит крылатая Ника, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини — лавровый венок. 
Как много неба!
Недавно услышала важную мысль - Петербург никогда не боялся пустоты. Петербург - это облачение пустоты! Арка Генерального штаба была построена К. Росси, как монумент, посвящённый Отечественной войне 1812 года. Это символ воинской славы. Триумфальная колесница, которую, словно возносит к небу, шестёрка коней. В повозке стоит крылатая Ника, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини — лавровый венок. Как много неба!
Иногда это небо вынуждены держать Атланты. И так уж повелось, что слова Александра Городницкого невольно вспоминаются и звучат в нас знакомой мелодией:
 Когда на сеpдце тяжесть
и холодно в гpуди,
к ступеням Эpмитажа
ты в сумеpки пpиди,
где без питья и хлеба,
забытые в веках,
атланты деpжат небо
на каменных pуках.
Иногда это небо вынуждены держать Атланты. И так уж повелось, что слова Александра Городницкого невольно вспоминаются и звучат в нас знакомой мелодией: Когда на сеpдце тяжесть и холодно в гpуди, к ступеням Эpмитажа ты в сумеpки пpиди, где без питья и хлеба, забытые в веках, атланты деpжат небо на каменных pуках.
Удивительное творение Огюста  Монферрана.  Александровская колонна -  чудо технической мысли (ведь она держится только под тяжестью собственного веса)!  В народе ее  вслед за Пушкиным стали  называть  Александрийский столп.
После того, как колонна была воздвигнута в 1836 году, Дворцовая площадь получила свое завершение.
Ах, как по-петербургски четко самолет  "зачеркивает" высь, однако, на самом деле, "облачает эту высь", проявляя глубину бездонной голубизны!
Удивительное творение Огюста Монферрана. Александровская колонна - чудо технической мысли (ведь она держится только под тяжестью собственного веса)! В народе ее вслед за Пушкиным стали называть Александрийский столп. После того, как колонна была воздвигнута в 1836 году, Дворцовая площадь получила свое завершение. Ах, как по-петербургски четко самолет "зачеркивает" высь, однако, на самом деле, "облачает эту высь", проявляя глубину бездонной голубизны!
Небо и водный просто! Недавно услышала от историка Марголиса, который вслед за Тыняновым, считающим "единицей Петербурга площадь", называет  первой и главной площадью Петербурга... Неву!
О! Это целый рассказ! Отсюда и разворачивается архитектурная история города!
Небо и водный просто! Недавно услышала от историка Марголиса, который вслед за Тыняновым, считающим "единицей Петербурга площадь", называет первой и главной площадью Петербурга... Неву! О! Это целый рассказ! Отсюда и разворачивается архитектурная история города!
А над водою полощутся флаги...
И снова строчки посвященные ПетруI
Не очень известного ленинградского поэта - Роальда (не Осипа) Мандельштама,  написанные в 1956 году...
А над водою полощутся флаги... И снова строчки посвященные ПетруI Не очень известного ленинградского поэта - Роальда (не Осипа) Мандельштама, написанные в 1956 году...
"Сквозь кружево лиственниц мглистых,
читая скрещения шпаг, я резок, как пушечный выстрел,
как ветром освистанный флаг.
Когда изукрасить заливы луну принесут облака, над миром - таким молчаливым! - моя распростерта рука. Тогда каменеет бумага от тяжести гордых словес: - люблю одиночество флага в хохочущей глотке небес!"
"Сквозь кружево лиственниц мглистых, читая скрещения шпаг, я резок, как пушечный выстрел, как ветром освистанный флаг. Когда изукрасить заливы луну принесут облака, над миром - таким молчаливым! - моя распростерта рука. Тогда каменеет бумага от тяжести гордых словес: - люблю одиночество флага в хохочущей глотке небес!"
Смешение времен! Петербургу пели разные поэты (и далеко не всегда дифирамбы - вспомним восприятие города в стихах  Гиппиус).  Но все-таки первый художественный образ Петербурга создал не Державин, не князь Вяземский, а Пушкин...
"Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. Невы державное теченье, береговой ее гранит. Твоих оград узор чугунный, твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак, блеск безлунный, когда я в комнате моей пишу, читаю без лампады, и ясны спящие громады пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла"...
Смешение времен! Петербургу пели разные поэты (и далеко не всегда дифирамбы - вспомним восприятие города в стихах Гиппиус). Но все-таки первый художественный образ Петербурга создал не Державин, не князь Вяземский, а Пушкин... "Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. Невы державное теченье, береговой ее гранит. Твоих оград узор чугунный, твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак, блеск безлунный, когда я в комнате моей пишу, читаю без лампады, и ясны спящие громады пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла"...
Знает ли путешественник, приехавший в Петербург, что кораблик на "Адмиралтейской игле" совсем не простой. Это точный макет первого русского корабля, построенного еще до Петра, "тишайшим" Алексеем Михайловичем! И у этого корабля была тоже своя история, и своя судьба.
Знает ли путешественник, приехавший в Петербург, что кораблик на "Адмиралтейской игле" совсем не простой. Это точный макет первого русского корабля, построенного еще до Петра, "тишайшим" Алексеем Михайловичем! И у этого корабля была тоже своя история, и своя судьба.
 Какой диалог неба и воды! А на берегу знаменитый Меншиковский дворец - самый первый, самый главный, ведь сам царь-Петр себе дворцов не возводил, так что все приемы и ассамблеи проходили у друга юности - Меншикова...
Какой диалог неба и воды! А на берегу знаменитый Меншиковский дворец - самый первый, самый главный, ведь сам царь-Петр себе дворцов не возводил, так что все приемы и ассамблеи проходили у друга юности - Меншикова...
Реки, реки. 
Мойка! Пять километров по городу! Течет, изгибается и... дарит удивительные ракурсы городских архитектурных профилей!
Реки, реки. Мойка! Пять километров по городу! Течет, изгибается и... дарит удивительные ракурсы городских архитектурных профилей!
Спас на Крови! Удивительная красота на скорбном месте преступления.
Спас на Крови! Удивительная красота на скорбном месте преступления.
А здесь Лиза ждала Германа на последнее, роковое свидание... Пушкин, Чайковский, вновь смешение времен и судеб!
А здесь Лиза ждала Германа на последнее, роковое свидание... Пушкин, Чайковский, вновь смешение времен и судеб!
Сегодня Петербург - это потоки людей.
Сегодня Петербург - это потоки людей.
Петербург - это потоки машин...
Петербург - это потоки машин...
Это простор неба, которое опутывают провода, словно желая зачерпнуть неводом голубое пространство.
Это простор неба, которое опутывают провода, словно желая зачерпнуть неводом голубое пространство.
Далеко от центра - Екатерингофский парк. Корявое дерево почему-то напомнило очень похожее в Люксембургском саду... Потому и сфотографировала.
Далеко от центра - Екатерингофский парк. Корявое дерево почему-то напомнило очень похожее в Люксембургском саду... Потому и сфотографировала.
Вдали -  Мариинский дворец, знаменитое творение архитектора А. И. Штакеншнейдера. Построен  в 1839—1844 годах. Сколько политических катаклизмов пережил этот дворец! А вот памятник НиколаюI заслуживает отдельного разговора. П.К.Клодт создал его в 1859 году по велению сына царя  - АлександраII. Здесь нужно внимательно обойти монумент, и все рассмотреть. Но мы пока только оценим эту важную "архитектурную смысловую точку" в центре  Исакиевской площади!
О памятнике когда-нибудь, позднее,  будет отдельный разговор.
Вдали - Мариинский дворец, знаменитое творение архитектора А. И. Штакеншнейдера. Построен в 1839—1844 годах. Сколько политических катаклизмов пережил этот дворец! А вот памятник НиколаюI заслуживает отдельного разговора. П.К.Клодт создал его в 1859 году по велению сына царя - АлександраII. Здесь нужно внимательно обойти монумент, и все рассмотреть. Но мы пока только оценим эту важную "архитектурную смысловую точку" в центре Исакиевской площади! О памятнике когда-нибудь, позднее, будет отдельный разговор.
Академия наук - славная история. Основана в Санкт-Петербурге по проекту императора Петра I, утверждённому  Сенатом 28 января 1724. Здесь над маршем главной лестницы сегодня находится знаменитое мозаичное панно, созданное самим Михаилом Ломоносовым. 
А рядом известная Петровская  Кунсткамера! Три этажа экспонатов.
Академия наук - славная история. Основана в Санкт-Петербурге по проекту императора Петра I, утверждённому Сенатом 28 января 1724. Здесь над маршем главной лестницы сегодня находится знаменитое мозаичное панно, созданное самим Михаилом Ломоносовым. А рядом известная Петровская Кунсткамера! Три этажа экспонатов.
И опять простор... "Куда ты скачешь гордый конь и где опустишь ты копыта"...
Помню, как однажды в Зубовский институт (он рядом - Исакиевская 5)  на заседание ученого совета, пришел человек с множеством папок - дело всей жизни! Он действительно всю жизнь посвятил  изучению истории  только одного памятника Фальконе! Человек он был совсем немолодой и очень волновался, чтобы его труд попал в заботливые руки. Ему ничего не было нужно (хотя ботинки были явно рваные). Это была еще та, петербургская интеллигенция!
И опять простор... "Куда ты скачешь гордый конь и где опустишь ты копыта"... Помню, как однажды в Зубовский институт (он рядом - Исакиевская 5) на заседание ученого совета, пришел человек с множеством папок - дело всей жизни! Он действительно всю жизнь посвятил изучению истории только одного памятника Фальконе! Человек он был совсем немолодой и очень волновался, чтобы его труд попал в заботливые руки. Ему ничего не было нужно (хотя ботинки были явно рваные). Это была еще та, петербургская интеллигенция!
И снова классицизм Джакомо Кваренги! Монументальное здание было выстроено  в 1804−1807 годах  для зимней и летней выучки, а также парадных конных выездок Лейб-гвардии Конного полка. Сегодня это известный выставочный зал - не пройдите мимо! Здесь бывают очень интересные выставки.
И снова классицизм Джакомо Кваренги! Монументальное здание было выстроено в 1804−1807 годах для зимней и летней выучки, а также парадных конных выездок Лейб-гвардии Конного полка. Сегодня это известный выставочный зал - не пройдите мимо! Здесь бывают очень интересные выставки.
Дом возведен в 1817-1820 гг. для князя А. Я. Лобанова-Ростовского по проекту Огюста Монферрана. Треугольное в плане здание имеет три адреса: Адмиралтейский пр. 12, Исаакиевская пл. 2, Вознесенский пр.1 Главный фасад украшен 8-колонным портиком, по сторонам центральной арки - беломраморные фигуры львов (скульптор Паоло Трискорни) известны еще и тем, что на одном из них спасался Евгений, во время наводнения - так распорядился своим героем Пушкин... Фасад, обращенный к Исаакиевской площади, почти повторяет главный. Фасад по Вознесенскому проспекту решен более скромно. По проекту Монферрана  в здании должны были располагаться обширные залы и небольшой театр, но проект не был осуществлен. С 1830-го по 1917 год здесь находилось Военное министерство.
Дом возведен в 1817-1820 гг. для князя А. Я. Лобанова-Ростовского по проекту Огюста Монферрана. Треугольное в плане здание имеет три адреса: Адмиралтейский пр. 12, Исаакиевская пл. 2, Вознесенский пр.1 Главный фасад украшен 8-колонным портиком, по сторонам центральной арки - беломраморные фигуры львов (скульптор Паоло Трискорни) известны еще и тем, что на одном из них спасался Евгений, во время наводнения - так распорядился своим героем Пушкин... Фасад, обращенный к Исаакиевской площади, почти повторяет главный. Фасад по Вознесенскому проспекту решен более скромно. По проекту Монферрана в здании должны были располагаться обширные залы и небольшой театр, но проект не был осуществлен. С 1830-го по 1917 год здесь находилось Военное министерство.
Памятник на месте казни декабристов.
Памятник на месте казни декабристов.
"И пусть  его река к стопам несет
и  роскоши, и неги дани, -
на них отпечатлен тяжелый след забот, людского пота и страданий. И пусть горят светло огни его палат, пусть слышны в них веселья звуки, - обман, один обман, они не заглушат безумно страшных стонов муки". Так видел Петербург в своем стихотворении "Город"   замечательный поэт Аполлон Григорьев.
"И пусть его река к стопам несет и роскоши, и неги дани, - на них отпечатлен тяжелый след забот, людского пота и страданий. И пусть горят светло огни его палат, пусть слышны в них веселья звуки, - обман, один обман, они не заглушат безумно страшных стонов муки". Так видел Петербург в своем стихотворении "Город" замечательный поэт Аполлон Григорьев.
Недалеко от памятника, отметившего место казни декабристов, также на территории Артиллерийского музея совсем недавно. в ноябре 2013 года был установлен другой памятник - Михаилу Николаевичу Романову. 50 лет Великий князь был главным артиллеристом Российской Империи и, будучи генерал-фельдцейхмейстером, стал покровителем этого артиллерийского музея.
Недалеко от памятника, отметившего место казни декабристов, также на территории Артиллерийского музея совсем недавно. в ноябре 2013 года был установлен другой памятник - Михаилу Николаевичу Романову. 50 лет Великий князь был главным артиллеристом Российской Империи и, будучи генерал-фельдцейхмейстером, стал покровителем этого артиллерийского музея.
Петропавловская крепость. Недавно познакомилась с одной преподавательницей вуза, которая подрабатывала экскурсоводом. Для того, чтобы водить экскурсии по "Петропавловке" она училась 2 года на курсах! Но зато нам показывали все уголки, рассказывали все тайны, - объясняла  она мне.
Петербург не термит пустоты и СУЕТЫ.  И как же ему, наверное, трудно нести в себе современное содержание!
Петропавловская крепость. Недавно познакомилась с одной преподавательницей вуза, которая подрабатывала экскурсоводом. Для того, чтобы водить экскурсии по "Петропавловке" она училась 2 года на курсах! Но зато нам показывали все уголки, рассказывали все тайны, - объясняла она мне. Петербург не термит пустоты и СУЕТЫ. И как же ему, наверное, трудно нести в себе современное содержание!
Разве нужны слова! Просто красиво!
Кстати один из редких случаев, когда колокольню построили значительно раньше храма. Петр хотел утвердиться здесь, на этих берегах,  и всем желал показать твердость и незыблемость намерений, в том числе и с помощью этого архитектурного символа.
Разве нужны слова! Просто красиво! Кстати один из редких случаев, когда колокольню построили значительно раньше храма. Петр хотел утвердиться здесь, на этих берегах, и всем желал показать твердость и незыблемость намерений, в том числе и с помощью этого архитектурного символа.
Знаменитый вид от Петропавловской крепости на Васильевский остров.
Знаменитый вид от Петропавловской крепости на Васильевский остров.
Петербург - морской город и этот корабль, хотя и выполняет незавидную функцию ресторана, но построенный на деньги меценатов, справедливо свидетельствует о предназначении Петербурга.
Петербург - морской город и этот корабль, хотя и выполняет незавидную функцию ресторана, но построенный на деньги меценатов, справедливо свидетельствует о предназначении Петербурга.
"Я вернулся в мой город, знакомый до слез, До прожилок, до детских припухлых желез. Ты вернулся сюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей!" - строчки Осипа Мандельштама и все, что с ними связано...
Но можно ли лучше сказать о таких знакомых с детства панорамах... Ростральные колонны... Стрелка Васильевского...
И вот уже другие строчки - Иосифа  Бродского, написанные издалека и посланные Родине с холодным ветром - авось долетят... 
..."И увижу две жизни далеко за рекой, к равнодушной отчизне прижимаясь щекой. - Словно девочки-сестры из непрожитых лет, выбегая на остров, машут мальчику вслед"
"Я вернулся в мой город, знакомый до слез, До прожилок, до детских припухлых желез. Ты вернулся сюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей!" - строчки Осипа Мандельштама и все, что с ними связано... Но можно ли лучше сказать о таких знакомых с детства панорамах... Ростральные колонны... Стрелка Васильевского... И вот уже другие строчки - Иосифа Бродского, написанные издалека и посланные Родине с холодным ветром - авось долетят... ..."И увижу две жизни далеко за рекой, к равнодушной отчизне прижимаясь щекой. - Словно девочки-сестры из непрожитых лет, выбегая на остров, машут мальчику вслед"
"К равнодушной отчизне прижимаясь щекой"... Так мог сказать только Поэт!
И у стен Петропавловской крепости, эти строчки звучат как-то особенно насыщено... А рядом,  - пляж и новые люди радуются редкому солнцу - когда оно ненадолго выглядывает из облаков. Жизнь продолжается.
"К равнодушной отчизне прижимаясь щекой"... Так мог сказать только Поэт! И у стен Петропавловской крепости, эти строчки звучат как-то особенно насыщено... А рядом, - пляж и новые люди радуются редкому солнцу - когда оно ненадолго выглядывает из облаков. Жизнь продолжается.
А это знаменитый Пушкинский дом или Институт русской литературы Российской академии наук.
Это Имя! Это История!
И снова хочется вспомнить строчки Анцыферова из книги "Душа Петербурга":
"Пушкин создал из Петербурга целый мир. Этот мир живет и в прошлом и в будущем, но в большей степени принадлежит предшествующему периоду, чем последующему. С наследием Пушкина должны были считаться все пытавшиеся сказать свое слово о Петербурге.
А это знаменитый Пушкинский дом или Институт русской литературы Российской академии наук. Это Имя! Это История! И снова хочется вспомнить строчки Анцыферова из книги "Душа Петербурга": "Пушкин создал из Петербурга целый мир. Этот мир живет и в прошлом и в будущем, но в большей степени принадлежит предшествующему периоду, чем последующему. С наследием Пушкина должны были считаться все пытавшиеся сказать свое слово о Петербурге.
Красуйся град Петров и стой, неколебимо, как Россия!
Красуйся град Петров и стой, неколебимо, как Россия!
Да усмирится же тобой и побежденная стихия.
Да усмирится же тобой и побежденная стихия.
Вражду и плен старинный свой пусть волны финские забудут.
Вражду и плен старинный свой пусть волны финские забудут.
И тщетной злобою не будут тревожить вечный сон Петра.
И тщетной злобою не будут тревожить вечный сон Петра.
Комментарии к альбому