Византийский.JPG
Вот по этой лестнице поднимаемся и заходим в бывшую церковь, а ныне Византийский музей.
Впоследствии, после посещения, я оценила эту немного странную самодостаточность музея – он будто бы никого и не звал, но доброжелательно встречал тех, кто дошел до него с определенной и благой целью.
В каких только замечательных музеях раннехристианского искусства я ни была! Вспоминается и Барселона, и Ларнака, и недавнее Бари… Это только, как говорится «на вскидку» - не особенно напрягаясь «со вспоминаниями». Я видела прекрасные коллекции икон! Однако смею заверить, что этот музей особый!
Когда-то замечательный русский философ, ученый математик, богослов и священник о. Павел Флоренский в своей замечательной работе «Иконостас» очень доказательно объяснил отличие чисто искусствоведческого подхода к иконе от многосоставного, цельного, сущностного!
«Нет ничего внешнего, что не было бы явлением внутреннего» - писал он в 1955 году.
Поэтому принципиальным в данном музее является то, что иконы, расположенные по стенам и на аналоях, не вырваны из родной среды церкви, а значит разговаривают и сообщают значительно больше, нежели в каком-либо другом здании, где могли бы экспонироваться.
Музей в этом плане уникален! Он расположен в бывшей церкви Богоматери Антивуниотисса, построенной в конце XV века. Когда-то здание церкви находилось в частной собственности, но затем было пожертвовано государству, вместе с богатой коллекцией икон и церковной утвари. Это случилось в 1979 году, после чего, музей не только стал постепенно «оживать», реставрироваться, но и обогащаться новыми сокровищами (слово «экспонат» здесь плохо работает).
Итак, вы входите вроде бы даже и не в музей, а в церковь… Покупаете билет в том месте, где обычно бывает свечная лавка и заходите в основной зал, с иконостасом, аналоями с иконами, и иконами, которые развешаны по стенам.
Можно пройти по коридорам, которые имеются и в конструкциях некоторых русских храмов (Петропавловский храм в Петергофе, другие). Раньше здесь могли проходить Крестные ходы…
В музее – это тоже место расположения икон. Непременно нужно подняться и на клиросную часть – второй этаж. Оттуда можно посмотреть на церковь с другого ракурса. Приятно, что в музее разрешено фотографировать (естественно, без вспышки), поэтому можно запечатлеть в памяти особо впечатлившие иконы.
Возможно, не каждый готов оценить разницу этого музея с другими – но она есть!
В церкви, как правило, люди молятся, а не фотографируют, Да, там обычно и запрещают делать снимки. В музее, нередко иконы расположены напротив окон и отсвечивают стеклом. Кроме того, они молчат, как испуганные дети, которых оторвали от любящей матери. Конечно, «ребенка» можно приласкать и тогда он улыбнется, забудет страхи… Многие музеи этим подкупают. Однако данный музей в Керкире дает возможность совместить искусствоведческий анализ иконы с системным взглядом на нее. Это прекрасно.
Изучая карту Керкиры и выбирая место, где нам стоило арендовать апартаменты, мы остановились на небольшой студии, которая находилась в историческом центре и в шаговой доступности от тех мест и достопримечательностей, которые нам хотелось бы посетить. То, что мы непременно посетим Византийский музей, было несомненно, но я не ожидала, что наше место жительство будет прямо по-соседству. Так что встречающая нас в городе, домоуправительница (housekeeper — Мария), ждала именно на знаменитой лестнице, ведущей в музей, дабы вручить ключи и проводить до арендованной студии.
Должна признаться, что такой ориентир как Βυζαντινό Μουσείο Αντιβουνιώτισσας (Византийский музей) — не было хорошим выбором, потому что ни один таксист в аэропорту подобный музей не ведал — все просто разводили руками. Когда же я назвала кафе «Антраник», которое, как я знала, находилось по-соседству, очередной водитель радостно закивал головой и через десять минут мы были на месте.
Этот, казалось бы, незначительный факт, в некотором роде свидетельство популярности музея у туристов. Впрочем, лучше сказать о недостаточной популярности. Возможно музей не столь известен оттого, что он молодой — существует всего-то с 1984 года. Кроме того, он долгое время был еще и на реставрации, после которой был вновь открыт для посещения уже через десять лет, потом вновь предстал перед посетителями в окончательно обновленном виде уже в 2000 году.
Мы ежедневно проходили мимо этого музея и часто видели наглухо закрытые двери. Только потом мы разобрались с расписанием — музей в настоящее время работает всего то с 8 часов до 15 (кроме понедельника и праздничных дней). Возможно поэтому, не особенно сверяя свою жизнь по часам, мы и видели закрытые двери.
Вторая причина, по которой в музей проходят не «толпы», а единичные посетители — не слишком запоминающийся фасад здания церкви, где расположен музей. Нужно подняться по довольно длинной лестнице, чтобы прочитать небольшую табличку на греческом языке и понять, что музей находится именно здесь. Сами греки — народ верующий и, возможно, побывав в музее однажды, в другой раз, конечно же отдадут предпочтение живой церкви, куда пойдут на службу. Вот и получается, что круг приглашаемых невелик — это местные знатоки византийского искусства или туристы, которые узнали о музее, интересуются иконами византийского и поствизантийского письма, а значит непременно хотели бы в музее побывать. Мы относились к этой группе.