Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова
была вчера 22:18
Фотоальбом

Византийский музей Антивуниотисса

Изучая карту Керкиры и выбирая место, где нам стоило арендовать апартаменты, мы остановились на небольшой студии, которая находилась в историческом центре и в шаговой доступности от тех мест и достопримечательностей, которые нам хотелось бы посетить. То, что мы непременно посетим Византийский музей, было несомненно, но я не ожидала, что наше место жительство будет прямо по-соседству. Так что встречающая нас в городе, домоуправительница (housekeeper — Мария), ждала именно на знаменитой лестнице, ведущей в музей, дабы вручить ключи и проводить до арендованной студии.

Должна признаться, что такой ориентир как Βυζαντινό Μουσείο Αντιβουνιώτισσας (Византийский музей) — не было хорошим выбором, потому что ни один таксист в аэропорту подобный музей не ведал — все просто разводили руками. Когда же я назвала кафе «Антраник», которое, как я знала, находилось по-соседству, очередной водитель радостно закивал головой и через десять минут мы были на месте.

Этот, казалось бы, незначительный факт, в некотором роде свидетельство популярности музея у туристов. Впрочем, лучше сказать о недостаточной популярности. Возможно музей не столь известен оттого, что он молодой — существует всего-то с 1984 года. Кроме того, он долгое время был еще и на реставрации, после которой был вновь открыт для посещения уже через десять лет, потом вновь предстал перед посетителями в окончательно обновленном виде уже в 2000 году.

Мы ежедневно проходили мимо этого музея и часто видели наглухо закрытые двери. Только потом мы разобрались с расписанием — музей в настоящее время работает всего то с 8 часов до 15 (кроме понедельника и праздничных дней). Возможно поэтому, не особенно сверяя свою жизнь по часам, мы и видели закрытые двери.

Вторая причина, по которой в музей проходят не «толпы», а единичные посетители — не слишком запоминающийся фасад здания церкви, где расположен музей. Нужно подняться по довольно длинной лестнице, чтобы прочитать небольшую табличку на греческом языке и понять, что музей находится именно здесь. Сами греки — народ верующий и, возможно, побывав в музее однажды, в другой раз, конечно же отдадут предпочтение живой церкви, куда пойдут на службу. Вот и получается, что круг приглашаемых невелик — это местные знатоки византийского искусства или туристы, которые узнали о музее, интересуются иконами византийского и поствизантийского письма, а значит непременно хотели бы в музее побывать. Мы относились к этой группе.

Мы стоим у входа в музей, вверху знаменитой лестницы. Рядом набережная. Плывут корабли и кораблики.
Мы стоим у входа в музей, вверху знаменитой лестницы. Рядом набережная. Плывут корабли и кораблики.
Вот по этой лестнице поднимаемся и  заходим в бывшую церковь, а ныне Византийский музей.
Впоследствии, после посещения, я оценила эту немного странную самодостаточность музея – он будто бы никого и не звал, но доброжелательно встречал тех, кто дошел до него с определенной и благой целью.
В каких только замечательных музеях раннехристианского искусства я ни была! Вспоминается и Барселона, и Ларнака, и недавнее Бари… Это только, как говорится «на вскидку» - не особенно напрягаясь «со вспоминаниями». Я видела прекрасные коллекции икон! Однако смею заверить, что этот музей особый! 
Когда-то замечательный русский философ, ученый математик, богослов и священник о. Павел Флоренский в своей замечательной работе «Иконостас» очень доказательно объяснил отличие чисто искусствоведческого подхода к иконе от многосоставного, цельного, сущностного!
«Нет ничего внешнего, что не было бы явлением внутреннего» - писал он в 1955 году.
Поэтому принципиальным в данном музее является то, что иконы, расположенные по стенам и на аналоях, не вырваны из родной среды церкви, а значит разговаривают и сообщают значительно больше, нежели в каком-либо другом здании, где могли бы экспонироваться.
Музей в этом плане уникален! Он расположен в бывшей церкви Богоматери Антивуниотисса, построенной в конце XV века. Когда-то здание церкви находилось в частной собственности, но затем было пожертвовано государству, вместе с богатой коллекцией икон и церковной утвари. Это случилось в 1979 году, после чего, музей не только стал постепенно «оживать», реставрироваться, но и обогащаться новыми сокровищами (слово «экспонат» здесь плохо работает).
Итак, вы входите вроде бы даже и не в музей, а в церковь… Покупаете билет в том месте, где обычно бывает свечная лавка и заходите в основной зал, с иконостасом, аналоями с иконами, и иконами, которые развешаны по стенам.
Можно пройти по коридорам, которые имеются и в конструкциях некоторых русских храмов (Петропавловский храм в Петергофе, другие). Раньше здесь могли проходить Крестные ходы…
В музее – это тоже место расположения икон. Непременно нужно подняться и на клиросную часть – второй этаж. Оттуда можно посмотреть на церковь с другого ракурса. Приятно, что в музее разрешено фотографировать (естественно, без вспышки), поэтому можно запечатлеть в памяти особо впечатлившие иконы.
Возможно, не каждый готов оценить разницу этого музея с другими – но она есть!
В церкви, как правило, люди молятся, а не фотографируют, Да, там обычно и запрещают делать снимки. В музее, нередко иконы расположены напротив окон и отсвечивают стеклом. Кроме того, они молчат, как испуганные дети, которых оторвали от любящей матери. Конечно, «ребенка» можно приласкать и тогда он улыбнется, забудет страхи… Многие музеи этим подкупают. Однако данный музей в Керкире дает возможность совместить искусствоведческий анализ иконы с системным взглядом на нее. Это прекрасно.
Вот по этой лестнице поднимаемся и заходим в бывшую церковь, а ныне Византийский музей. Впоследствии, после посещения, я оценила эту немного странную самодостаточность музея – он будто бы никого и не звал, но доброжелательно встречал тех, кто дошел до него с определенной и благой целью. В каких только замечательных музеях раннехристианского искусства я ни была! Вспоминается и Барселона, и Ларнака, и недавнее Бари… Это только, как говорится «на вскидку» - не особенно напрягаясь «со вспоминаниями». Я видела прекрасные коллекции икон! Однако смею заверить, что этот музей особый! Когда-то замечательный русский философ, ученый математик, богослов и священник о. Павел Флоренский в своей замечательной работе «Иконостас» очень доказательно объяснил отличие чисто искусствоведческого подхода к иконе от многосоставного, цельного, сущностного! «Нет ничего внешнего, что не было бы явлением внутреннего» - писал он в 1955 году. Поэтому принципиальным в данном музее является то, что иконы, расположенные по стенам и на аналоях, не вырваны из родной среды церкви, а значит разговаривают и сообщают значительно больше, нежели в каком-либо другом здании, где могли бы экспонироваться. Музей в этом плане уникален! Он расположен в бывшей церкви Богоматери Антивуниотисса, построенной в конце XV века. Когда-то здание церкви находилось в частной собственности, но затем было пожертвовано государству, вместе с богатой коллекцией икон и церковной утвари. Это случилось в 1979 году, после чего, музей не только стал постепенно «оживать», реставрироваться, но и обогащаться новыми сокровищами (слово «экспонат» здесь плохо работает). Итак, вы входите вроде бы даже и не в музей, а в церковь… Покупаете билет в том месте, где обычно бывает свечная лавка и заходите в основной зал, с иконостасом, аналоями с иконами, и иконами, которые развешаны по стенам. Можно пройти по коридорам, которые имеются и в конструкциях некоторых русских храмов (Петропавловский храм в Петергофе, другие). Раньше здесь могли проходить Крестные ходы… В музее – это тоже место расположения икон. Непременно нужно подняться и на клиросную часть – второй этаж. Оттуда можно посмотреть на церковь с другого ракурса. Приятно, что в музее разрешено фотографировать (естественно, без вспышки), поэтому можно запечатлеть в памяти особо впечатлившие иконы. Возможно, не каждый готов оценить разницу этого музея с другими – но она есть! В церкви, как правило, люди молятся, а не фотографируют, Да, там обычно и запрещают делать снимки. В музее, нередко иконы расположены напротив окон и отсвечивают стеклом. Кроме того, они молчат, как испуганные дети, которых оторвали от любящей матери. Конечно, «ребенка» можно приласкать и тогда он улыбнется, забудет страхи… Многие музеи этим подкупают. Однако данный музей в Керкире дает возможность совместить искусствоведческий анализ иконы с системным взглядом на нее. Это прекрасно.
Посетителей немного. Можно спокойно все рассмотреть. На аналоях справа и слева иконы на знакомые сюжеты.
Посетителей немного. Можно спокойно все рассмотреть. На аналоях справа и слева иконы на знакомые сюжеты.
Когда-то Евгений Трубецкой - русский философ, назвал икону - Евангелие в красках. 
Существует мнение, что в Средние века, когда неграмотные люди приходили в храм, они словно читали Священное писание через рассматривание икон и фресок.
Вот здесь один из любимых мною сюжетов: Мария Магдалина, что накануне присутствовала при  казни, невзирая на опасность, ранним утром пришла к гробу Христа, чтобы обнять камни, вылить свою боль слезами, но гроб оказался пуст. Неожиданно она увидела человека в белых одеждах и решив, что это садовник обратилась к нему со своей болью... Она не сразу узнала Христа ( и мы не сразу узнаем и чувствуем его присутствие)... А когда узнала - протянула к нему руки и воскликнула с радостью - Учитель!
Но он просил не прикасаться к нему, ибо еще не возошел к Отцу Своему...
Он явился любящему сердцу Марии только по великой милости - утешить, укрепить в вере о чуде Воскресения.
Когда-то Евгений Трубецкой - русский философ, назвал икону - Евангелие в красках. Существует мнение, что в Средние века, когда неграмотные люди приходили в храм, они словно читали Священное писание через рассматривание икон и фресок. Вот здесь один из любимых мною сюжетов: Мария Магдалина, что накануне присутствовала при казни, невзирая на опасность, ранним утром пришла к гробу Христа, чтобы обнять камни, вылить свою боль слезами, но гроб оказался пуст. Неожиданно она увидела человека в белых одеждах и решив, что это садовник обратилась к нему со своей болью... Она не сразу узнала Христа ( и мы не сразу узнаем и чувствуем его присутствие)... А когда узнала - протянула к нему руки и воскликнула с радостью - Учитель! Но он просил не прикасаться к нему, ибо еще не возошел к Отцу Своему... Он явился любящему сердцу Марии только по великой милости - утешить, укрепить в вере о чуде Воскресения.
Святой Дмитрий Солунский. Ему молятся о воинстве.
XVI век.
Святой Дмитрий Солунский. Ему молятся о воинстве. XVI век.
Святые Сергий, Вакх и Иустина. 1571 год
В православной традиции позволительно писать лики святых вместе, хотя бы они даже и жили в разное время. 
Иустина жила в III веке, а Антиохии,  в царствование Декия (римский император с 249 по 271 г.). Не буду пересказывать ее житие, но обычно Киприану и Иустине молятся от избавления от колдовских чар. Именно поэтому здесь она изображена в центре, как попирающая злую мерзкую силу.
Сергий и Вакх – римские воины. Этих святых мучеников император Максимиан (284 - 305) сначала, не зная о том, что они христиане, назначил на высокие должности в войске. После доноса о том, что два военачальника не почитают языческих богов (это считалось государственным преступлением), их склоняли изменить вере, но они приняли мученическую смерть и были прославлены Церковью.
Это одна из ценнейших икон принадлежит кисти Михаэла Домаскеноса (Михаил Дамаскин). Годы жизни (возможно)1530-1592.
Этот иконописец – представитель Критской школы. Он представитель критского ренессанса – имел много последователей и подражателей.
Родился в Ираклионе. Учился на подворье Синайского монастыря на Крите. В 1754 году совершенствовался в Венеции (данная икона написана до его поездки в Италию).
В Венеции. вместе с другим замечательным иконописцем Эммануилом Цанесом расписывал православную церковь Сан Джоржо дел Греки. Вернувшись в Грецию в 1584 году, продолжал писать иконы, в основном на Крите и на Ионических островах.
Святые Сергий, Вакх и Иустина. 1571 год В православной традиции позволительно писать лики святых вместе, хотя бы они даже и жили в разное время. Иустина жила в III веке, а Антиохии, в царствование Декия (римский император с 249 по 271 г.). Не буду пересказывать ее житие, но обычно Киприану и Иустине молятся от избавления от колдовских чар. Именно поэтому здесь она изображена в центре, как попирающая злую мерзкую силу. Сергий и Вакх – римские воины. Этих святых мучеников император Максимиан (284 - 305) сначала, не зная о том, что они христиане, назначил на высокие должности в войске. После доноса о том, что два военачальника не почитают языческих богов (это считалось государственным преступлением), их склоняли изменить вере, но они приняли мученическую смерть и были прославлены Церковью. Это одна из ценнейших икон принадлежит кисти Михаэла Домаскеноса (Михаил Дамаскин). Годы жизни (возможно)1530-1592. Этот иконописец – представитель Критской школы. Он представитель критского ренессанса – имел много последователей и подражателей. Родился в Ираклионе. Учился на подворье Синайского монастыря на Крите. В 1754 году совершенствовался в Венеции (данная икона написана до его поездки в Италию). В Венеции. вместе с другим замечательным иконописцем Эммануилом Цанесом расписывал православную церковь Сан Джоржо дел Греки. Вернувшись в Грецию в 1584 году, продолжал писать иконы, в основном на Крите и на Ионических островах.
Вот такой пол. Древние камни помнят многие шаги.
Вот такой пол. Древние камни помнят многие шаги.
Алексей - человек Божий.
Житие этого святого было одним из любимых на Руси, а сколько народных песен написано!
Вот и я перескажу вам "от себя".
Алексей был сыном богатых родителей, но решил посвятить свою жизнь Богу. Однако. будучи смиренным человеком, он не смог перечить родителям, которые решили его женить и передать богатое наследство. После брачного пира - Алексей признался невесте о своем желании устроить свою жизнь по воле Божьей. Он не тронул чистую девушку, но одев на руку ей и свое кольцо ушел из родительского дома.
Его искали повсюду, а он прибыл в Едессу и прожил там 17 лет. Он просил милостыню у церкви, но все сам же и раздавал другим, оставляя только немного хлеба на пропитание. Спал на камне, одевался в рубище. Его слуги много раз проходили мимо него, но так и не узнали в изможденном нищем своего господина. 
Постепенно к Алексею, по его любви к людям, пришел дар исцелять, предсказывать будущее - если это было полезно. Народ стал почитать Алексея как святого, и он от этой мирской славы вновь бежал. Сел на корабль, направился в одну сторону, но буря пригнала корабль к его родному дому. Он увидел в этом промысел и ступил на родную землю, чтобы взять на плечи еще более тяжелый крест. Бедного странника приютили в родном доме, дали приют в домике для слуг, которые теперь, не узнавая его, издевались над ним. Мать и невеста просили бедного путника, наслышав о его благочестии, молиться за их сына и жениха, пропавшего без вести.
Каждый день он видел слезы матери и невесты о нем, но не мог нарушить обет молчания.
Ему было позволено открыть свое имя только после кончины. 
И вот однажды, когда все молились в церкви, вдруг прозвучал Голос: Идите! Там почил Алексей - Человек Божий. Все бросились к богатому дому родителей и увидели нищего в доме для слуг. В руках у него был свиток, но как только мать подошла к одру - рука разжалась и она взяла его. Только тут мать и невеста узнали сына и жениха...
Ну, а Алексей уже восходил к Отцу небесному.
Да. Любимое чтение на Руси. Бабушки рассказывали детям, при свете лучины, или лампады...
Вот здесь на иконе изображен и брачный пир, и страдания, и путешествие по морю, и праведная кончина.
Алексей - человек Божий. Житие этого святого было одним из любимых на Руси, а сколько народных песен написано! Вот и я перескажу вам "от себя". Алексей был сыном богатых родителей, но решил посвятить свою жизнь Богу. Однако. будучи смиренным человеком, он не смог перечить родителям, которые решили его женить и передать богатое наследство. После брачного пира - Алексей признался невесте о своем желании устроить свою жизнь по воле Божьей. Он не тронул чистую девушку, но одев на руку ей и свое кольцо ушел из родительского дома. Его искали повсюду, а он прибыл в Едессу и прожил там 17 лет. Он просил милостыню у церкви, но все сам же и раздавал другим, оставляя только немного хлеба на пропитание. Спал на камне, одевался в рубище. Его слуги много раз проходили мимо него, но так и не узнали в изможденном нищем своего господина. Постепенно к Алексею, по его любви к людям, пришел дар исцелять, предсказывать будущее - если это было полезно. Народ стал почитать Алексея как святого, и он от этой мирской славы вновь бежал. Сел на корабль, направился в одну сторону, но буря пригнала корабль к его родному дому. Он увидел в этом промысел и ступил на родную землю, чтобы взять на плечи еще более тяжелый крест. Бедного странника приютили в родном доме, дали приют в домике для слуг, которые теперь, не узнавая его, издевались над ним. Мать и невеста просили бедного путника, наслышав о его благочестии, молиться за их сына и жениха, пропавшего без вести. Каждый день он видел слезы матери и невесты о нем, но не мог нарушить обет молчания. Ему было позволено открыть свое имя только после кончины. И вот однажды, когда все молились в церкви, вдруг прозвучал Голос: Идите! Там почил Алексей - Человек Божий. Все бросились к богатому дому родителей и увидели нищего в доме для слуг. В руках у него был свиток, но как только мать подошла к одру - рука разжалась и она взяла его. Только тут мать и невеста узнали сына и жениха... Ну, а Алексей уже восходил к Отцу небесному. Да. Любимое чтение на Руси. Бабушки рассказывали детям, при свете лучины, или лампады... Вот здесь на иконе изображен и брачный пир, и страдания, и путешествие по морю, и праведная кончина.
Вход в левый притвор.
Вход в левый притвор.
Фреска. Успение Божьей Матери.
Фреска. Успение Божьей Матери.
Тайная вечеря. Двенадцать апостолов и двенадцать запечатленных мгновений движения разных сердец. В каждом узнаем себя, как в зеркале. Только от Иуды отворачиваемся... И он отвернулся от всех. Он отделил себя сам, по своей воле.
Тайная вечеря. Двенадцать апостолов и двенадцать запечатленных мгновений движения разных сердец. В каждом узнаем себя, как в зеркале. Только от Иуды отворачиваемся... И он отвернулся от всех. Он отделил себя сам, по своей воле.
Святая Троица
Святая Троица
На клиросе.
На клиросе.
Тоже на клиросе, но с другой стороны. Наверное голоса здесь звучали отменно. Вот бы послушать!
Тоже на клиросе, но с другой стороны. Наверное голоса здесь звучали отменно. Вот бы послушать!
Рождество и Поклонение Волхвов. Это уже на втором этаже.
Рождество и Поклонение Волхвов. Это уже на втором этаже.
В музее представлены не только иконы, но и церковная утварь, прикладное искусство. Ведь иконы не только писали красками, но и вышивали. Иногда обшивали жемчугом. Украшали драгоценными камнями.
В музее представлены не только иконы, но и церковная утварь, прикладное искусство. Ведь иконы не только писали красками, но и вышивали. Иногда обшивали жемчугом. Украшали драгоценными камнями.
Богоматерь. XVI век.
Богоматерь. XVI век.
Святой Иоанн Креститель. XVII век.
Святой Иоанн Креститель. XVII век.
Икона носит название св. Иоанн Отшельник.
Икона носит название св. Иоанн Отшельник.
Святой целитель Пантелеймон. Ему молятся в болезнях, ведь он был врач. XVI век.
Святой целитель Пантелеймон. Ему молятся в болезнях, ведь он был врач. XVI век.
Первомученик Стефан. Хожу по музею и вспоминаю страницы жития каждого святого. Что ж! Каждый может эти жития и найти, и прочитать...
Первомученик Стефан. Хожу по музею и вспоминаю страницы жития каждого святого. Что ж! Каждый может эти жития и найти, и прочитать...
Рождество.XVII век.
Рождество.XVII век.
Святой Николай Мирликийский. Этот святой очень почитается на Руси. Раньше, наверное в каждоом доме была его икона. Помощник и заступник в путешествиях.
Покровитель во всех делах житейских.
XVII век.
Святой Николай Мирликийский. Этот святой очень почитается на Руси. Раньше, наверное в каждоом доме была его икона. Помощник и заступник в путешествиях. Покровитель во всех делах житейских. XVII век.
Virgin (hope of all) – это английский перевод  названия иконы с греческого, а если перевести еще и с английского на русский, то получится "Дева. Надежда всех".
Русские же названия таят в себе удивительную ласковость. Непереводимую. Здесь я бы перевела как "Всенадеждная". Знаю, что нет такого названия, но перевожу именно так. Есть же удивительное слово в каноне - "удобообращательная". Только однажды это слово встречается. Удивительно емкое и доброе  слово, которое может родиться только в глубине любящего сердца.
XVI век.
Virgin (hope of all) – это английский перевод названия иконы с греческого, а если перевести еще и с английского на русский, то получится "Дева. Надежда всех". Русские же названия таят в себе удивительную ласковость. Непереводимую. Здесь я бы перевела как "Всенадеждная". Знаю, что нет такого названия, но перевожу именно так. Есть же удивительное слово в каноне - "удобообращательная". Только однажды это слово встречается. Удивительно емкое и доброе слово, которое может родиться только в глубине любящего сердца. XVI век.
Ну вот и закончилась наша небольшая экскурсия. Я уже и по ступенькам спустилась. А все же хочется оглянуться. Чтобы запечатлеть в памяти. Надолго.
Ну вот и закончилась наша небольшая экскурсия. Я уже и по ступенькам спустилась. А все же хочется оглянуться. Чтобы запечатлеть в памяти. Надолго.
Комментарии к альбому