Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была сегодня 8:59
Снова с друзьями!
Фотоальбом

Галерея современного искусства в Казани

Посещение Галереи современного искусства в Казани может заинтересовать истинных ценителей культуры нашего отечества.

Коллекция авангарда начала XX века Государственного музея изобразительных искусств республики Татарстан начала формироваться с 1920 года и затем в течение десятилетия коллекция обогащалась и расширялась. Сюда входили работы выдающихся художников, представляющих разные направления, входивших в разные известные сообщества: «Мир искусства», «Голубая роза», «Союз русских художников», «Бубновый валет».

Можно назвать лишь некоторые фамилии художников, чтобы проиллюстрировать богатство казанской коллекции: А. Лентулов, А. Куприн, П. Кончаловский, И. Машков, М. Ларионов, Н. Гончарова, другие.

Затем коллекция пополнилась работами таких художников как М. Сарьян, В. Борисов-Мусатов, Д.Бурлюк. Кто не знает имен Н.Рериха, Н.Альтмана, Н. Кульбина!

Впоследствии это и Р. Фальк, А. Родченко, И. Машков.

Судьба полотен была непростой. Были времена, когда с искусством, заклейменным «позорным» словом модернизм начиналась борьба. Отдавались даже приказы на уничтожение… Но музейные работники, порою, рискуя жизнью, спасали полотна. Это тоже история.

Сегодня в Казани богатая коллекция русского авангарда. Выставка, которая развернута к 100-летию формирования коллекции конечно же, демонстрирует лишь часть, — многое осталось в запасниках, но это значит, что новые встречи с модерном еще впереди и будут постоянными. Выставка называется «Шагай левой» и дает представление об основных направлениях отечественного искусства от начала XX века.

Мне удалось посмотреть четыре выставки, о которых я готова рассказать, но прежде обратим внимание на само здание.

Здание Галереи было построено в 1979 г. в эстетике необрутализма как Выставочный зал Союза художников ТАССР. За этот проект архитектор Г. А. Бакулин в 1981 г. получил звание лауреата Государственной премии РТ им. Габдуллы Тукая. Автор скульптуры у входа — Р. П. Харитонов. Выставочный зал был открыт в 1980 г. выставкой «Большая Волга», которую я хорошо помню. В 2009 г. здание было передано Государственному музею изобразительных искусств Республики Татарстан. Я бывала в галерее в тот период, но тогда посещения не впечатляли. И вот, совсем недавно, где-то чуть более года назад, здание было модернизировано и теперь предстало во всей красе, демонстрируя и хорошие современные технические возможности, и прекрасное оформление уникальных, выставленных работ. Ведь выставка — это не просто «картины развесить». Это продуманное решение пространства, в котором должны ожить и заговорить с посетителями художественные творения! В этом плане выставки должны демонстрировать таланты дизайнеров, хотя нередко и сами художники участвуют в этом непростом деле.

Конечно! Я не смею думать, что мое приглашение будет услышано каждым читающим анонс. Эстетическое удовольствие несовместимо с принуждением. Но все же смею надеяться, что кто-то поблагодарит меня (я бы это сделала) за предоставленную возможность увидеть то, до чего пока не доехать, не долететь)

И еще! Мы часто не думаем о том, что современное, это не только новое — это аспект истории, а значит не может существовать без корней, без основы.

В этом плане, очень правильным показался размещенный рядом со входом в галерею Мемориальный камень, на котором запечатлены имена художников, которые ушли воевать из Татарстана и не вернулись… Вечная память!

Но войдем в галерею и пройдемся по экспозициям.

Здание галереи. Хотелось бы сфотографировать его  без машины, но неказистое авто стояло здесь прочно. Однако цветовая гамма - серое (неважно, какая природа этого серого) и белое вполне гармонировали. И я согласилась с тем грязным немытым пятном на кузове - оно вполне повторяло цвет панелей самого здания. Ну и пусть! Ведь впереди авангард!
Здание галереи. Хотелось бы сфотографировать его без машины, но неказистое авто стояло здесь прочно. Однако цветовая гамма - серое (неважно, какая природа этого серого) и белое вполне гармонировали. И я согласилась с тем грязным немытым пятном на кузове - оно вполне повторяло цвет панелей самого здания. Ну и пусть! Ведь впереди авангард!
Мемориальный камень у входа.
Мемориальный камень у входа.
Художники. Многие очень талантливые. Ушли на фронт и не вернулись. Хорошо, что  мы помним их имена.
Художники. Многие очень талантливые. Ушли на фронт и не вернулись. Хорошо, что мы помним их имена.
Табличка не слишком хорошо читается. Поэтому здесь уместно  напомнить все данные о Галерее, которые могут заинтересовать туристов.
Адрес: Казань, ул. Карла Маркса, 57. Тел.: 8 (843) 236 69 31, 238 43 27
Режим работы: с 12:00 до 21:00
Выходной – понедельник. Касса закрывается на 30 минут раньше.
Табличка не слишком хорошо читается. Поэтому здесь уместно напомнить все данные о Галерее, которые могут заинтересовать туристов. Адрес: Казань, ул. Карла Маркса, 57. Тел.: 8 (843) 236 69 31, 238 43 27 Режим работы: с 12:00 до 21:00 Выходной – понедельник. Касса закрывается на 30 минут раньше.
Картины не только умно расположены, но и великолепно проаннотированы.  Именно художники, работавшие в этих направлениях, представлены на выставке.
Картины не только умно расположены, но и великолепно проаннотированы. Именно художники, работавшие в этих направлениях, представлены на выставке.
Б.Королев. Модель памятника М.Бакунину. 2018 год.
А знаете где я недавно "встретилась" с воспоминаниями о Бакунине - теоретике анархизма?
В немецком Байройте!  Ведь композитор Вагнер был одно время под большим влиянием идей Бакунина.
Б.Королев. Модель памятника М.Бакунину. 2018 год. А знаете где я недавно "встретилась" с воспоминаниями о Бакунине - теоретике анархизма? В немецком Байройте! Ведь композитор Вагнер был одно время под большим влиянием идей Бакунина.
М. Ларионов. "Провинциальная франтиха" 1907 год. Это этюд к картине "прогулка в провинциальном городе".
Михаил Ларионов - один из основоположников авангарда. Учился у Левитана, Коровина, Серова.
Его брак с другой известной художницей Натальей Гончаровой был  не только семейным союзом, но и творческим.
Работал в разных направлениях. В 1907 году как раз увлекся фовизмом и наивным искусством. Отсюда его стремление к примитиву, яркие краски, острые линии.
Кто-то скажет: "нет правды жизни"))  А характер налицо!
М. Ларионов. "Провинциальная франтиха" 1907 год. Это этюд к картине "прогулка в провинциальном городе". Михаил Ларионов - один из основоположников авангарда. Учился у Левитана, Коровина, Серова. Его брак с другой известной художницей Натальей Гончаровой был не только семейным союзом, но и творческим. Работал в разных направлениях. В 1907 году как раз увлекся фовизмом и наивным искусством. Отсюда его стремление к примитиву, яркие краски, острые линии. Кто-то скажет: "нет правды жизни")) А характер налицо!
Наталья Гончарова "Шабат" 1909 год. 
Можно быть уверенными, что семейная пара замечательных художников дышала одним воздухом творчества.
Наталья Гончарова "Шабат" 1909 год. Можно быть уверенными, что семейная пара замечательных художников дышала одним воздухом творчества.
Аристарх Лентулов. "Женщина с гитарой" 1913 год.
Футуризм пришел из Италии. Иногда говорят, что это сплав  ницшеанства и Манифеста ком. партии...
Футуристы считали себя революционерами в искусстве. Они говорили. что динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза. А ведь в этом они были правы...
Аристарх Лентулов. "Женщина с гитарой" 1913 год. Футуризм пришел из Италии. Иногда говорят, что это сплав ницшеанства и Манифеста ком. партии... Футуристы считали себя революционерами в искусстве. Они говорили. что динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза. А ведь в этом они были правы...
Это знаменитая "Импровизация" Василия Кандинского. 2013 год
Абстракционизм — это направление в живописи, которое предлагает отказ от изображения реальных вещей и форм. Абстракционизм направлен на то, чтобы вызвать у человека определённые эмоции и ассоциации через язык красок, формы. 
Очень люблю умный трактат Кандинского "Духовное в искусстве", где он так хорошо говорит о языке красок, о взаимодействии краски и формы. Кстати. Кандинский так чувствует краски, что слышит их - каждая краска для него - это тембр. Синее - виолончель. Красное - труба.
Это знаменитая "Импровизация" Василия Кандинского. 2013 год Абстракционизм — это направление в живописи, которое предлагает отказ от изображения реальных вещей и форм. Абстракционизм направлен на то, чтобы вызвать у человека определённые эмоции и ассоциации через язык красок, формы. Очень люблю умный трактат Кандинского "Духовное в искусстве", где он так хорошо говорит о языке красок, о взаимодействии краски и формы. Кстати. Кандинский так чувствует краски, что слышит их - каждая краска для него - это тембр. Синее - виолончель. Красное - труба.
А.Лентулов. "За стиркой" 1910г.
Кубофутуризм. Это понятие прилагают к просуществовавшему всего около четырёх лет (1911 – 1915) направлению в русской авангардной живописи. В основе этого явления наработки французских кубистов (геометризация и расчленение реального объёма) и итальянских футуристов (совмещение точек зрения, умножение контуров). Внешне работы кубофутуристов представляли собой композиции из различных геометрических фигур, в которых очевидно стремление передать идею.
А.Лентулов. "За стиркой" 1910г. Кубофутуризм. Это понятие прилагают к просуществовавшему всего около четырёх лет (1911 – 1915) направлению в русской авангардной живописи. В основе этого явления наработки французских кубистов (геометризация и расчленение реального объёма) и итальянских футуристов (совмещение точек зрения, умножение контуров). Внешне работы кубофутуристов представляли собой композиции из различных геометрических фигур, в которых очевидно стремление передать идею.
А.Куприн "Натюрморт" 1917 год (Была опечатка - 2017 год, и я исправила), но, комментарии остались. Вообще спасибо неравнодушным друзьям - поправляют.
А.Куприн "Натюрморт" 1917 год (Была опечатка - 2017 год, и я исправила), но, комментарии остались. Вообще спасибо неравнодушным друзьям - поправляют.
Петр Кончаловский "Площадь Синьории в Сиене" 1912 год.
Петр Кончаловский "Площадь Синьории в Сиене" 1912 год.
Сезаннизм - один из стилей постимпрессионизма. Это геометрия, построенная на изучении природы, подчёркнутая структура, устойчивые черты - объем, например.  Основные качества предметов, которые написаны в подчёркнутой форме, являются уже практически конструктивизмом.
Сезаннизм - один из стилей постимпрессионизма. Это геометрия, построенная на изучении природы, подчёркнутая структура, устойчивые черты - объем, например. Основные качества предметов, которые написаны в подчёркнутой форме, являются уже практически конструктивизмом.
Евгений Александров. "Ликвидация неграмотности" 1927 год.
Евгений Александров. "Ликвидация неграмотности" 1927 год.
Константин Чеботарев. "Красная армия" 1917 год.
Константин Чеботарев. "Красная армия" 1917 год.
Решила сфотографировать и себя в отражении. Кажется неплохо "вписалась" в композицию.
Решила сфотографировать и себя в отражении. Кажется неплохо "вписалась" в композицию.
Даны отличные развернутые объяснения  по стилям. Кто чего-то недопонял - читай!
Даны отличные развернутые объяснения по стилям. Кто чего-то недопонял - читай!
Илья Машков. "Советские хлебы" 1936 год. Аппетитно.
Илья Машков. "Советские хлебы" 1936 год. Аппетитно.
Константин Чеботарев "Оркестр". 1920 год.
Константин Чеботарев "Оркестр". 1920 год.
Большое значение играет фон, на котором расположены картины. Цвета выбраны совсем не случайно. Они подобраны так, чтобы фон вступил в диалог с картинами, в которых  цвет имеет большое смысловое значение.
Было интересно читать замысел дизайнера. Это как импровизация на тему, только в живописи.
Большое значение играет фон, на котором расположены картины. Цвета выбраны совсем не случайно. Они подобраны так, чтобы фон вступил в диалог с картинами, в которых цвет имеет большое смысловое значение. Было интересно читать замысел дизайнера. Это как импровизация на тему, только в живописи.
Роберт Фальк "Лиза на солнце" 1907 год.
Роберт Фальк "Лиза на солнце" 1907 год.
Это приглашение на вторую выставку. Этакая современная залихватская "частушка в живописи" - весело и ярко. Неопримитивизм.
Это приглашение на вторую выставку. Этакая современная залихватская "частушка в живописи" - весело и ярко. Неопримитивизм.
Это автопортрет.
Это автопортрет.
Цветы и женщины. И все ярко и по-летнему.
Цветы и женщины. И все ярко и по-летнему.
Это сама художница за работой.  "Остановила" кадр видео. Вы думали это молодая девушка "дуричатся"! Нет пожилая и уважаемая. И уже очень знаменитая. А и поделом (на мой взгляд).
Это сама художница за работой. "Остановила" кадр видео. Вы думали это молодая девушка "дуричатся"! Нет пожилая и уважаемая. И уже очень знаменитая. А и поделом (на мой взгляд).
И вновь автопортрет.
И вновь автопортрет.
Можно добавить свое мнение о выставке. Почитала. В основном люди пишут: весело, радостно! Спасибо.
Можно добавить свое мнение о выставке. Почитала. В основном люди пишут: весело, радостно! Спасибо.
После художественного автопортрета - автопортрет в философском осмыслении фотохудожника. А ведь это серьезно!  Зримое присутствие или самолюбование... Есть о чем задуматься. Сам Балашов уже 17 лет не снимает, но его помнят и чтят. На открытие своей выставки он не пришел. Появился на следующий день в толпе. А когда к нему подошел корреспондент - отвечал на вопросы, повернувшись... спиной. Такой вот перформанс получился.
После художественного автопортрета - автопортрет в философском осмыслении фотохудожника. А ведь это серьезно! Зримое присутствие или самолюбование... Есть о чем задуматься. Сам Балашов уже 17 лет не снимает, но его помнят и чтят. На открытие своей выставки он не пришел. Появился на следующий день в толпе. А когда к нему подошел корреспондент - отвечал на вопросы, повернувшись... спиной. Такой вот перформанс получился.
После "разноцветья" живописных частушек здесь белое, строгое...
После "разноцветья" живописных частушек здесь белое, строгое...
А у входа видеоролик крутится - сам Балашов сосредоточенно считает на счетах. Заканчивает и снова... Бесконечно... А и тоже все не так просто. Есть мысль. Лови!
А у входа видеоролик крутится - сам Балашов сосредоточенно считает на счетах. Заканчивает и снова... Бесконечно... А и тоже все не так просто. Есть мысль. Лови!
Четвертая выставка.  Гимн сноведению как ведению истины...
Четвертая выставка. Гимн сноведению как ведению истины...
Люди - белые призраки, поднимаются по лестнице, которая обрывается... А внизу - выставка Вороновой. Разные работы, разные мироощущения - разные миры разговаривают.
Сновидения "витают" на втором этаже, а внизу веселый яркий земной мир... И столько размышлений возникает.
Люди - белые призраки, поднимаются по лестнице, которая обрывается... А внизу - выставка Вороновой. Разные работы, разные мироощущения - разные миры разговаривают. Сновидения "витают" на втором этаже, а внизу веселый яркий земной мир... И столько размышлений возникает.
Нравится.
Нравится.
Каждый, кто фотографирует может создать и свою реальность. Вот это мое видение...
Каждый, кто фотографирует может создать и свою реальность. Вот это мое видение...
Из белого-белого проявляется...
Из белого-белого проявляется...
Бумажный человек. Большой и несчастный. Мыслитель новой эры - бюрократии, может быть.
Бумажный человек. Большой и несчастный. Мыслитель новой эры - бюрократии, может быть.
Посещение выставок несомненно оставили след в душе. Я рада была поделиться своими впечатлениями и с друзьями.
Хотя современное искусство всегда интерпретативно. Поэтому у каждого свое видение. Постмодернизм поет гимн именно интерпретативному разуму, что приходит на смену логике... Время не остановить, однако понять это время хочется.
Посещение выставок несомненно оставили след в душе. Я рада была поделиться своими впечатлениями и с друзьями. Хотя современное искусство всегда интерпретативно. Поэтому у каждого свое видение. Постмодернизм поет гимн именно интерпретативному разуму, что приходит на смену логике... Время не остановить, однако понять это время хочется.
Комментарии к альбому