Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была сегодня 9:30
Снова с друзьями!
Фотоальбом

Помпеи в Петербурге

Трагическая судьба древнеримских городов Помпеи, Геркуланума, Стабии, погибших в 79 году в результате извержения вулкана Везувий, тревожит воображение людей на протяжении уже второго тысячелетия. Со второй половины 18 века, визит в Помпеи стал признаком хорошего тона в маршруте путешествий высокопоставленных особ. Наши современники также непременно стараются побывать в Археологическом парке древнеримских городов. И вот, вдруг, Помпеи в Петербурге! Уникальные экспонаты из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей, а также произведения «помпеянского» собрания Эрмитажа — это событие, которое, находясь в Петербурге невозможно пропустить!

Раскопки вблизи Неаполя начались довольно поздно — лишь в 18 веке и в основном с целью добычи уникальных произведений искусства Античности. Находки из Помпей и Геркалунума постепенно обрели статус дипломатических подарков, причем ритуал такого «дарения» был своеобразным: так члены императорской семьи Романовых, члены аристократических семей, будто бы случайно «находили» ценные предметы и их разрешалось увозить с собой. Так постепенно начала формироваться коллекция Эрмитажа, которая сегодня насчитывает 300 артефактов — «Помпеянское собрание».

Научные исследования на этом месте начались довольно поздно — в 18 веке, но уникальная история городов, которые, благодаря (не лаве, как нам говорили — лава сюда не дошла), но горячему пеплу, что моментально накрыл город и «остановил время», помогла сегодня сохранить, а значит и всесторонне изучать жизнь двухтысячелетней античной давности.

Сегодня вблизи Неаполя работает множество научных экспедиций из разных стран. Италия приветствует такое научное содружество, так как одной стране, трудно выполнить подобную полномасштабную работу.

В 2010 году к этой работе подключится и наш Эрмитаж, экспедиция которого ведет кропотливую работу на Вилле Ариадны в Стабиях.

Возможно это обстоятельство и вклад наших отечественных ученых в дело изучения древнеримских заповедных городов, а также умение договариваться, обеспечило возможность организации этой уникальной выставки, которая начала свою работу 19 апреля и будет открыта до 23 июня. Итальянцы привезли 200 уникальных артефактов и вызывает восхищение их щедрость и смелость, ибо доставить огромные фрески из одной страны в другую — дело совсем непростое.

Экспозиция называется «Боги, люди, герои».

Но давайте пройдем в просторные помещения Манежа Малого Эрмитажа, где расположились экспонаты, и уже там продолжим предметный разговор.

Интерес к уникальной экспозиции огромный, но можно побывать здесь довольно комфортно - среда и пятница - дни, когда Эрмитаж работает до 21 часа (касса до 20). В это время туристический поток уже заканчивается и по выставке можно ходить вполне свободно и вдумчиво.
Интерес к уникальной экспозиции огромный, но можно побывать здесь довольно комфортно - среда и пятница - дни, когда Эрмитаж работает до 21 часа (касса до 20). В это время туристический поток уже заканчивается и по выставке можно ходить вполне свободно и вдумчиво.
Посмотрите сами: большие пространства почти пусты. Можно читать аннотации, слушать аудио гида, фотографировать, чтобы потом, уже дома, предаться более доскональному изучению и осмыслению увиденного.
Посмотрите сами: большие пространства почти пусты. Можно читать аннотации, слушать аудио гида, фотографировать, чтобы потом, уже дома, предаться более доскональному изучению и осмыслению увиденного.
Вначале осмотра посетителям предлагается материал о проводимой Эрмитажем научной экспедиции: раскопках и реставрации.
Вилла Ариадны, которой занимается Эрмитаж (было уже 9  полевых экспедиций), входила в ряд больших аристократических вилл, расположенных на плато Варано, недалеко от города Стабии. Были полностью освобождены от пепла  тепидарий, фрегидарий, двор с садом для посетителей терм, была открыта хорошо сохранившаяся большая мозаика и нижние части колонн, а также  многое другое.
Вначале осмотра посетителям предлагается материал о проводимой Эрмитажем научной экспедиции: раскопках и реставрации. Вилла Ариадны, которой занимается Эрмитаж (было уже 9 полевых экспедиций), входила в ряд больших аристократических вилл, расположенных на плато Варано, недалеко от города Стабии. Были полностью освобождены от пепла тепидарий, фрегидарий, двор с садом для посетителей терм, была открыта хорошо сохранившаяся большая мозаика и нижние части колонн, а также многое другое.
Первые экспонаты - древние книги, карты, а также документы результатов научных исследований.
Это карта Неаполитанского залива. Выполнена гравером Антуаном Александром Кардоном (1739-1822г.)
Первые экспонаты - древние книги, карты, а также документы результатов научных исследований. Это карта Неаполитанского залива. Выполнена гравером Антуаном Александром Кардоном (1739-1822г.)
Вот такой Везувий я видела, когда была в Неаполе. Вершины были в облаках, ведь это живой вулкан и он дышит в небо. Говорят, что когда-нибудь снова проснется и этот срок, согласно ритмической схеме, приближается. 
А люди вновь стали селиться по склонам вулкана - уж очень плодородная почва, - говорили мне в Неаполе, - жаль. пропадает...
Все повторяется, будто и не было 2000 лет.
Вот такой Везувий я видела, когда была в Неаполе. Вершины были в облаках, ведь это живой вулкан и он дышит в небо. Говорят, что когда-нибудь снова проснется и этот срок, согласно ритмической схеме, приближается. А люди вновь стали селиться по склонам вулкана - уж очень плодородная почва, - говорили мне в Неаполе, - жаль. пропадает... Все повторяется, будто и не было 2000 лет.
Как известно, горячий пепел мгновенно накрыл города: людей, животных и они "замерли" навсегда в тех позах, в которых их застало трагическое мгновение. Ранее думали, что здоровые, молодые люди заранее ушли из городов - остались только немощные, больные - кто не мог двигаться. Однако более поздние исследования показали, что среди оставшихся было много молодых - пепел, все же, накрыл неожиданно.
Как известно, горячий пепел мгновенно накрыл города: людей, животных и они "замерли" навсегда в тех позах, в которых их застало трагическое мгновение. Ранее думали, что здоровые, молодые люди заранее ушли из городов - остались только немощные, больные - кто не мог двигаться. Однако более поздние исследования показали, что среди оставшихся было много молодых - пепел, все же, накрыл неожиданно.
Картины художников, фантазировавших на эту тему, помогают представить ужас взбунтовавшейся природы. Помню, что когда бывала с учениками в Русском музее - две картины вызывали их особый интерес: "Последний день Помпеи" Брюллова и "Девятый вал" Айвазовского. У этих картин они могли стоять долго.
Это, говоря современным языком - сейф для хранения ценностей. Немалый, конечно. Кто-то не покинул город и оттого, что не хотел расстаться с накопленным богатством. Изучение раскопок - это подтверждают.
И что же! Кого это богатство спасло!  Неплохо было бы и современным людям об этом задуматься.
Но опыт прошлых поколений почему-то не учит.
Это, говоря современным языком - сейф для хранения ценностей. Немалый, конечно. Кто-то не покинул город и оттого, что не хотел расстаться с накопленным богатством. Изучение раскопок - это подтверждают. И что же! Кого это богатство спасло! Неплохо было бы и современным людям об этом задуматься. Но опыт прошлых поколений почему-то не учит.
Стекла отражают современный мир, темные силуэты посетителей, и уже трудно понять - какие потоки времени, совмещенные в музее, более реальны... Вот, к примеру, на переднем плане гладиаторские доспехи так реальны! Но тот, кто их носил давно стерт с лица земли...
Миры в мирах... Интересующая меня тема, о которой писали философы и ученые (Циолковский, Флоренский, Даниил Андреев)...
Стекла отражают современный мир, темные силуэты посетителей, и уже трудно понять - какие потоки времени, совмещенные в музее, более реальны... Вот, к примеру, на переднем плане гладиаторские доспехи так реальны! Но тот, кто их носил давно стерт с лица земли... Миры в мирах... Интересующая меня тема, о которой писали философы и ученые (Циолковский, Флоренский, Даниил Андреев)...
Но вернемся к краскам современного мира. Почитаем, рассмотрим подробнее.
Но вернемся к краскам современного мира. Почитаем, рассмотрим подробнее.
Выставка делится на разделы: Герои, Боги, наука и философия, Эрмитаж и Помпеи, театр, спорт, керамическое производство, римский дом, строительство (украшение полов и стен), мраморные предметы, предметы из стекла.
Выставка делится на разделы: Герои, Боги, наука и философия, Эрмитаж и Помпеи, театр, спорт, керамическое производство, римский дом, строительство (украшение полов и стен), мраморные предметы, предметы из стекла.
Философ задумался о проблемах бытия.
Философ задумался о проблемах бытия.
Полная тишина. Редкие посетители молчаливы. Задумчивость.
Полная тишина. Редкие посетители молчаливы. Задумчивость.
Конкордия Августа. Помпеи. Здание Евмахии. I век.
Статуя Венеры. Мрамор. Помпеи. Конец I века до н.э.
Статуя Венеры. Мрамор. Помпеи. Конец I века до н.э.
Фетида и Гефест и Марс и Венера. Помпеи. Дом свадьбы Геракла.
Фетида и Гефест и Марс и Венера. Помпеи. Дом свадьбы Геракла.
Зевс на троне. Дом Диоскуров. Помпеи 65-79гг.
Зевс на троне. Дом Диоскуров. Помпеи 65-79гг.
Бюст Юпитера. Помпеи. Капитолий.
Иерогамия Юпитера и Юноны. Помпеи. Дом трагического поэта.
А иерогамия - это ритуал символизирующий священный брак между мужским и женским божеством. В жизни, при изображении этого ритуала, роли божеств исполняли люди.
Иерогамия Юпитера и Юноны. Помпеи. Дом трагического поэта. А иерогамия - это ритуал символизирующий священный брак между мужским и женским божеством. В жизни, при изображении этого ритуала, роли божеств исполняли люди.
Ипполит. Стабии.  Вилла Ариадны.
Ипполит. Стабии. Вилла Ариадны.
Кулачный боец Кобланоса. Сорренто.I век.
Кулачный боец Кобланоса. Сорренто.I век.
Статуя Марка Голкония Руфа в доспехах. Мрамор. Помпеи. Между улицами Стабий и Аббонданца.
Статуя Марка Голкония Руфа в доспехах. Мрамор. Помпеи. Между улицами Стабий и Аббонданца.
Статуя Евмахии. Мрамор. Начало I века. Здание Евмахии.
Статуя Евмахии. Мрамор. Начало I века. Здание Евмахии.
А ведь натурщиками для скульпторов были живые люди... Кто она! Эта женщина. Какова ее судьба...
А ведь натурщиками для скульпторов были живые люди... Кто она! Эта женщина. Какова ее судьба...
Приспособление для нагрева жидкостей. Бронза. Стабии. Вилла Ариадны.
И вновь стекло отражает, преломляет, искажает пространство, уводя в мир иллюзий.
Приспособление для нагрева жидкостей. Бронза. Стабии. Вилла Ариадны. И вновь стекло отражает, преломляет, искажает пространство, уводя в мир иллюзий.
Иллюзии... С масками это так легко. Манипуляции в пространстве и времени.
Иллюзии... С масками это так легко. Манипуляции в пространстве и времени.
Но возвращаемся в реальность. Театральные маски на Геркуланских воротах. Гипс.
Но возвращаемся в реальность. Театральные маски на Геркуланских воротах. Гипс.
Части флейты, выполненные из кости.
На этой флейте уже никто не сыграет.
Части флейты, выполненные из кости. На этой флейте уже никто не сыграет.
Танцующий сатир. Помпеи. Дом Золотых амуров. Iвек до н.э.
Танцующий сатир. Помпеи. Дом Золотых амуров. Iвек до н.э.
Дорифор. Лунийский мрамор. Конец I века до н.э. Помпеи. Самнитская палестра.
Дорифор. Лунийский мрамор. Конец I века до н.э. Помпеи. Самнитская палестра.
Рельеф с гладиаторами. Мрамор. Помпеи. Стабианские  ворота. 20-50гг.
Рельеф с гладиаторами. Мрамор. Помпеи. Стабианские ворота. 20-50гг.
Это цикл фресок под названием: жизнь на форуме. Так здесь изображается "Наказание ученика". 62-79гг. Надо сказать, что там, где важен сюжет, лица не прописываются. Зачем!
(Я бы сказала, современный метод).
Помпеи. Вилла Юлии Феликс.
Это цикл фресок под названием: жизнь на форуме. Так здесь изображается "Наказание ученика". 62-79гг. Надо сказать, что там, где важен сюжет, лица не прописываются. Зачем! (Я бы сказала, современный метод). Помпеи. Вилла Юлии Феликс.
Продажа рабочих инструментов и обуви. 62-79 гг. Помпеи. Вилла Юлии Феликс.
Продажа рабочих инструментов и обуви. 62-79 гг. Помпеи. Вилла Юлии Феликс.
Продажа тканей. 62-79гг. Помпеи. Вилла Юлии Феликс.
Продажа тканей. 62-79гг. Помпеи. Вилла Юлии Феликс.
Чтение эдикта. Помпеи. Вилла Юлии Феликс. 62-79гг.
Чтение эдикта. Помпеи. Вилла Юлии Феликс. 62-79гг.
Краснолаковая керамика.
Краснолаковая керамика.
Литургические сосуды. Терракота.
Помпеи.
Литургические сосуды. Терракота. Помпеи.
Эта чаша служила для магических обрядов. В дымке времени что-то видится...
Эта чаша служила для магических обрядов. В дымке времени что-то видится...
Сельская часовня. Сацеллум  Геркуланум. Вилла Папирусов.
Сельская часовня. Сацеллум Геркуланум. Вилла Папирусов.
Сцена на стройке. Жаль, что изображения мелкие - плохо видится, но рассмотреть можно. Очень интересно! Здесь изображена и строительная техника того времени.
Сцена на стройке. Жаль, что изображения мелкие - плохо видится, но рассмотреть можно. Очень интересно! Здесь изображена и строительная техника того времени.
Помпеи. Из дома Марка Фабия Руфа.
Помпеи. Из дома Марка Фабия Руфа.
Жаровня. Помпеи. 
Здесь готовили целого быка!
Над жаровней фреска "Семь мудрецов".
Жаровня. Помпеи. Здесь готовили целого быка! Над жаровней фреска "Семь мудрецов".
Сковорода (бронза). Помпеи. Дар герцога Лейхтенбергского.1852 год.
Лутерий (бронза). Помпеи. Найдена в Присуствии Николая I. Первая половина I века. Поступила в Эрмитаж в 1846 году.
Сковорода (бронза). Помпеи. Дар герцога Лейхтенбергского.1852 год. Лутерий (бронза). Помпеи. Найдена в Присуствии Николая I. Первая половина I века. Поступила в Эрмитаж в 1846 году.
Предметы быта из бронзы. Помпеи.
Предметы быта из бронзы. Помпеи.
Геракл с Кекропом. Бронзовая статуэтка. Найдена в присутствии Николая I. Поступила в Эрмитаж в 1846 году
Геракл с Кекропом. Бронзовая статуэтка. Найдена в присутствии Николая I. Поступила в Эрмитаж в 1846 году
И в эти игральные кости из бронзы уже никто не сыграет, а когда-то они будили азарт.
Помпеи. Дар великого князя Николая Николаевича. 1887 год.
И в эти игральные кости из бронзы уже никто не сыграет, а когда-то они будили азарт. Помпеи. Дар великого князя Николая Николаевича. 1887 год.
Акротерий: Женская маска персонажа трагедии. Помпеи. Терракота. I век до н.э. Поступление в Эрмитаж в 1846 году.
Акротерий: Женская маска персонажа трагедии. Помпеи. Терракота. I век до н.э. Поступление в Эрмитаж в 1846 году.
Предметы быта, выполненные из стекла.
Предметы быта, выполненные из стекла.
Статуя ребенка с птицей. Дар короля Фердинанда II императору Николаю I в 1846 году.
Аполлон. Бронза. Храм Аполлона. Помпеи.
Аполлон. Бронза. Храм Аполлона. Помпеи.
Аполлон стоящий. Помпеи.
Аполлон стоящий. Помпеи.
Диана стоящая. Помпеи.
Диана стоящая. Помпеи.
Котел для разогрева. Бронза и серебряный дамаскинаж. Помпеи. Дом четырех стилей.
Мраморный столик.
Котел для разогрева. Бронза и серебряный дамаскинаж. Помпеи. Дом четырех стилей. Мраморный столик.
Ахилл на Скиросе. Помпеи. Середина I века.
Ахилл на Скиросе. Помпеи. Середина I века.
Ахилл и Брисеида. Помпеи. Дом трагического поэта.
Ахилл и Брисеида. Помпеи. Дом трагического поэта.
Раненый Эней. Дом Сирика. Помпеи.
Раненый Эней. Дом Сирика. Помпеи.
Юнона и Геба. Стабии. Вилла Сан Марко.
Юнона и Геба. Стабии. Вилла Сан Марко.
Мельпомена. Стабии. Вилла Сан Марко.
Мельпомена. Стабии. Вилла Сан Марко.
Три Грации. Помпеи. 30-45 гг. до н.э.
Нереида на морской пантере. Стабии. Вилла Ариадна.
Нереида на морской пантере. Стабии. Вилла Ариадна.
Обратите внимание - конец IV века до н.э.!
Мраморный рельеф с Афродитой и Эросом. Помпеи. Дом золотых  Амуров.
Обратите внимание - конец IV века до н.э.! Мраморный рельеф с Афродитой и Эросом. Помпеи. Дом золотых Амуров.
Пентелийский мрамор. Первая половина I века. Оплонтис. Вилла.
Статуя Ники.


Она прекрасна!
Пентелийский мрамор. Первая половина I века. Оплонтис. Вилла. Статуя Ники. Она прекрасна!
Комментарии к альбому