Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — сейчас на сайте
Снова с друзьями!
Фотоальбом

Дети в «Летнем саду»

Знаменитый «Летний сад» в Петербурге — излюбленное место отдыха Петербуржцев. Это место можно было бы назвать энциклопедией жизни Петербурга. Вначале Петр I задумал сад по типу Версальского и даже выстроил в саду свой Летний дом, ведь сад предназначался для семейного отдыха самого Петра I и приближенных к нему, высокопоставленных особ. В 18–19 веке это место, по-прежнему было местом отдыха привилегированной публики. Однако поскольку это место постепенно облюбовали нянюшки и гувернантки для прогулок с детьми, они с некоторых пор также составили важную часть дневной публики.

Говорят вечерами здесь устраивали прогулки купчихи со своими дочками на выданьи. Они специально задерживались на центральных парковых аллеях, чтобы потенциальные женихи могли получше их рассмотреть.

Ну, и, конечно же! Летний сад — место романтических свиданий и спокойных размышлений во время прогулок. По аллеям сада прогуливались Жуковский, Крылов, Чайковский, Гончаров, Блок, Ахматова.

Легче назвать тех, кто, проживая в Петербурге, не посещал Летний сад!

Но поскольку Летний сад — это «энциклопедия», было бы несправедливо только «пробежаться» по его аллеям и уместить разные сюжеты в один очерк.

Итак! Предлагаю тему: Дети в Летнем саду. Оказывается, эта тема и сегодня вполне актуальна, как и во времена Пушкина.

Помните строки из Евгения Онегина!

Monsieur l’Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
А вот Чайковский первую картину оперы «Пиковая дама» вообще «размещает» в Летнем саду.

Не думаю, что наши современники часто «балуются» чтением оперных либретто, ну, так вот вам начало оперы «Пиковая дама»:

Картина первая

Весна. Летний сад. Площадка. На скамейкaх сидят и расхаживают нянюшки, гувернантки и кормилицы. Дети играют в горелки, прыгают через веревку, бросают мячи и прочее.

ГОЛОСА МАЛЕНЬКИХ ДЕВОЧЕК: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло, Раз, два, три! (Смех, восклицания, беготня.)

НЯНЮШКИ: Забавляйтеся, детки милые! Редко солнышко вас, родимые, Тешит радостью! Если, милые, вы на волюшке игры, шалости затеваете, То по малости вашим нянюшкам Вы покой тогда доставляете. Грейтесь, бегайте, детки милые, И на солнышке забавляйтеся!

ГУВЕРНАНТКИ: Слава богу, хоть немножко можно отдохнуть, Воздухом дышать весенним, видеть что-нибудь! Не кричать, без замечаний время проводить. Про внушенья, наказанья, про урок забыть!

КОРМИЛИЦЫ Баю, баю, бай! Баю, баю, бай! Спи, родимый, почивай! Ясных глаз не открывай!

(За сценой слышны барабанный бой и детские трубы.)

НЯНЮШКИ, КОРМИЛИЦЫ И ГУВЕРНАНТКИ: Вот наши воины идут, солдатики. Как стройно! Посторонитесь! Места! Раз, два, раз, два, раз, два, раз, два! (Входят мальчики в игрушечном вооружении, впереди Мальчик-командир.)

ХОР МАЛЬЧИКОВ

Естественно, что и нянюшки, и гувернантки, и дети, — все поют, — ведь это опера!

Ну, а мы пройдем по аллеям современного Летнего сада и просто посмотрим на современных детей, чтобы воскликнуть сакраментальное: жизнь продолжается!

Эта толпа увлеченных взрослых не могла не привлечь внимания. Оказывается здесь проходило представление марионеток и оно было устроено как раз для детей, но куда же без взрослых! А дети в первых рядах - просто их не видно.
Эта толпа увлеченных взрослых не могла не привлечь внимания. Оказывается здесь проходило представление марионеток и оно было устроено как раз для детей, но куда же без взрослых! А дети в первых рядах - просто их не видно.
Вот они - главные зрители!
Вот они - главные зрители!
"Кукольник" был великолепен. Прекрасно общался с собравшимися.
"Кукольник" был великолепен. Прекрасно общался с собравшимися.
Ну, а со своими куклами общался мастерски!  Они действительно были, будто живые. Причем у всех были очень разные ХАРАКТЕРЫ!
Ну, а со своими куклами общался мастерски! Они действительно были, будто живые. Причем у всех были очень разные ХАРАКТЕРЫ!
Это, как говорится, "за кулисами" - ждут своего выступления, отдыхают.
Это, как говорится, "за кулисами" - ждут своего выступления, отдыхают.
А "на сцене" - под популярную музыку из  разных стран,  эти куклы уже начинали выступать: петь "под фонограмму", плясать, тешить толпу.
А "на сцене" - под популярную музыку из разных стран, эти куклы уже начинали выступать: петь "под фонограмму", плясать, тешить толпу.
И что удивительного! Наши "звезды" поют под фонограмму, а уж что с кукол требовать!
И что удивительного! Наши "звезды" поют под фонограмму, а уж что с кукол требовать!
Реакции детей на происходящее не менее интересны.
Реакции детей на происходящее не менее интересны.
О! Здесь тоже характеры!
О! Здесь тоже характеры!
Иногда взрослые, кажется забывали, что они взрослые и это славно!
Иногда взрослые, кажется забывали, что они взрослые и это славно!
Полная заинтересованность в происходящем.
Полная заинтересованность в происходящем.
Эта девочка с куклой была очень увлеченным зрителем. Очень сопереживала.
Эта девочка с куклой была очень увлеченным зрителем. Очень сопереживала.
Кажется это был итальянский парень.
Кажется это был итальянский парень.
А этот "бродяга" решил намекнуть на денежное вознаграждение, тем более, что слова русской рок-группы были как раз "в таком ключе".
А этот "бродяга" решил намекнуть на денежное вознаграждение, тем более, что слова русской рок-группы были как раз "в таком ключе".
Эта девочка уже готова опустить монетку, но ждет удобного момента.
Эта девочка уже готова опустить монетку, но ждет удобного момента.
А вот эта "знойная цыганка" была несколько экстравагантна.
Но нашу публику не проймешь "дешевыми приемами"...
Но нашу публику не проймешь "дешевыми приемами"...
Скептический взгляд.
Скептический взгляд.
И взрослые, и дети - разные моменты состояний.
И взрослые, и дети - разные моменты состояний.
Но заинтересованность не ослабевает.
Но заинтересованность не ослабевает.
А здесь цыганка так раззадорилась, что полезла обниматься к мальчику.
А здесь цыганка так раззадорилась, что полезла обниматься к мальчику.
Он был против. Он еще долго стоял удивленный и, не побоюсь этого слова: "ошарашенный". А люди... смеялись над его реакцией.
Он был против. Он еще долго стоял удивленный и, не побоюсь этого слова: "ошарашенный". А люди... смеялись над его реакцией.
Взрослые дяди - скорее всего чьи-то отцы, тоже с удовольствием наблюдали за происходящим, но не подавали вида, что им тоже интересно!
Взрослые дяди - скорее всего чьи-то отцы, тоже с удовольствием наблюдали за происходящим, но не подавали вида, что им тоже интересно!
А здесь у фонтана уже экскурсия. Привели младших школьников.
А здесь у фонтана уже экскурсия. Привели младших школьников.
Эти девочки постарше. Идут домой из школы и если по-пути - почему бы и не заглянуть в Летний сад...
Эти девочки постарше. Идут домой из школы и если по-пути - почему бы и не заглянуть в Летний сад...
А это младшие школьницы, но уже вполне самостоятельные, - без нянь и гувернанток.
А это младшие школьницы, но уже вполне самостоятельные, - без нянь и гувернанток.
Можно и обсудить некоторые скульптуры...
Когда-то Летний сад украшало более 50 фонтанов. Сейчас их совсем немного. Вот здесь, вместо фонтана  устроили детскую песочницу и она пользуется большой популярностью. Это сейчас так случилось, что мальчик играет в одиночестве, а вообще-то здесь всегда много малышей.
Когда-то Летний сад украшало более 50 фонтанов. Сейчас их совсем немного. Вот здесь, вместо фонтана устроили детскую песочницу и она пользуется большой популярностью. Это сейчас так случилось, что мальчик играет в одиночестве, а вообще-то здесь всегда много малышей.
Когда-то Крылов - наш великий баснописец, любил прогуливаться по Летнему саду, так что место для памятника выбрано правильное.
Когда-то Крылов - наш великий баснописец, любил прогуливаться по Летнему саду, так что место для памятника выбрано правильное.
Иван Андреевич Крылов изображён сидящим на камне,  держащим в руках перо и тетрадь. Как пишется в «Путеводителе по С.-Петербургу», фигура Крылова «жизненна и правдива». Именно такое впечатление от скульптуры передаёт поэт И. А. Майков в стихотворении «Крылов»:

"С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,
Он, точно с старческой неспешностью речей,
Рассказывает нам, с своих высоких кресел,
Про нравы странные и глупости зверей,
И все смеются вкруг и сам он тихо-весел".
Иван Андреевич Крылов изображён сидящим на камне, держащим в руках перо и тетрадь. Как пишется в «Путеводителе по С.-Петербургу», фигура Крылова «жизненна и правдива». Именно такое впечатление от скульптуры передаёт поэт И. А. Майков в стихотворении «Крылов»: "С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда, Он, точно с старческой неспешностью речей, Рассказывает нам, с своих высоких кресел, Про нравы странные и глупости зверей, И все смеются вкруг и сам он тихо-весел".
Какое отношение имеет Крылов к детям! Да в прошлом и позапрошлом веке - басни Крылова наизусть знали почти все дети. И здесь изображены герои его басен.
Какое отношение имеет Крылов к детям! Да в прошлом и позапрошлом веке - басни Крылова наизусть знали почти все дети. И здесь изображены герои его басен.
Как это обычно и бывает, в первые годы после установки памятника Клодта великому баснописцу, были  не только радостные восклицания, но и язвительно-саркастические. Так поэт-сатирик Пётр Шумахер, наблюдая, как вокруг памятника резвятся дети, откликнулся на открытие памятника весьма ехидной эпиграммой, которая со временем стала даже городской поговоркой, отмеченной в мемуарах петербургских старожилов:


"Лукавый дедушка с гранитной высоты
Глядит, как ре́звятся вокруг него ребята,
И думает себе: «О милые зверята,
Какие ж, выросши, вы будете скоты!"

Что ж! Я не согласна, но "слов из песни ни выкинешь". Так было написано когда-то. Наверное у поэта был печальный опыт общения с людьми...
Как это обычно и бывает, в первые годы после установки памятника Клодта великому баснописцу, были не только радостные восклицания, но и язвительно-саркастические. Так поэт-сатирик Пётр Шумахер, наблюдая, как вокруг памятника резвятся дети, откликнулся на открытие памятника весьма ехидной эпиграммой, которая со временем стала даже городской поговоркой, отмеченной в мемуарах петербургских старожилов: "Лукавый дедушка с гранитной высоты Глядит, как ре́звятся вокруг него ребята, И думает себе: «О милые зверята, Какие ж, выросши, вы будете скоты!" Что ж! Я не согласна, но "слов из песни ни выкинешь". Так было написано когда-то. Наверное у поэта был печальный опыт общения с людьми...
А закончить комментарии к фотографиям, хочется все же на позитивной ноте. 
"Стар да мал" - кажется самые заинтересованные ДРУЗЬЯ РУССКОГО МУЗЕЯ, ведь Летний сад  находится под его опекой.
Кажется, что друзья Русского музея не подведут! Ведь главное в жизни культуры - это сохранение традиций и преемственность поколений.
А закончить комментарии к фотографиям, хочется все же на позитивной ноте. "Стар да мал" - кажется самые заинтересованные ДРУЗЬЯ РУССКОГО МУЗЕЯ, ведь Летний сад находится под его опекой. Кажется, что друзья Русского музея не подведут! Ведь главное в жизни культуры - это сохранение традиций и преемственность поколений.
Комментарии к альбому