Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была сегодня 9:30
Снова с друзьями!
Фотоальбом

Скульптурное убранство «Летнего сада»

«Летний сад» в Санкт-Петербурге — это целый мир. Это и наша история — ведь Летний сад почти ровесник Северной столицы, и в то же время это Красота, которая продолжает радовать людей разных поколений, в том числе и наших современников.

Коллекция скульптур Летнего сада — это первая значительная коллекция скульптур в России, которая приобреталась под непосредственным руководством Петра I.

Цель самодержца была самая благая: приподнять культурный уровень своих придворных, привить хороший художественный вкус, познакомить их с античным искусством, мифологией.

Не все из приобретенных скульптур и бюстов были установлены в Летнем саду, некоторые нашли свое пристанище в Петергофе, в Царском селе, в Павловске, в Эрмитаже (знаменитая Венера Таврическая).

Например вначале Венера украшала Летний сад (была выставлена в 1720 году), но потом была перемещена в сад Таврического дворца, а уж потом переехала в Эрмитаж. Это была копия греческого оригинала II или III века до н. э. и предположительно найдена в Риме, при раскопках 1719 года.

Когда скульптуру привезли в Петербург и поставили в Летнем саду, то царь так дорожил этим сокровищем, что приставил к скульптуре часового.

Трудно представить — Прекрасная Венера, рядом часовой с ружьем и… капуста на грядках. Но Летний сад имел когда-то и такой образ.

Венера положила начало собиранию императорской античной скульптуры, которая в потоке времени становилась все более масштабной, все более ценной.

Каждая скульптура сада — это захватывающая история и нет возможности рассказать о каждой.

По тематике скульптуры Летнего сада можно разделить на три группы исторического, аллегорического и мифологического содержания.

В ряду первых скульптур, появившихся в Летнем саду, была аллегорическая скульптура П.Баратта «Мир и изобилие», заказанная Петром I в1722 году, в честь подписания Ништадского мира.

Таким образом некоторые скульптуры имеют своих авторов — в основном это итальянские мастера конца 17 начала 18 веков, но есть и работы безвестных авторов, которые делали копии с античных образцов.

Некоторые скульптуры покупались для России и привозились с дефектами, которые нужно было исправлять реставраторам. Их все чаще стали приглашать в Россию из Италии, чтобы они и сами потрудились и передавали свое искусство ученикам. Постепенно формировалась школа русских реставраторов и все благодаря Летнему Саду.

Вначале Летний сад был регулярным парком (в духе того времени), поэтому скульптуры располагались строго волной: скульптура-бюст-скульптура. Это было красиво на фоне зеленых насаждений.

Впоследствии скульптуры много раз переставлялись. Иногда причиной становились разросшиеся деревья, другие насаждения, а также изменившиеся вкусы новых эпох.

В 1956 году на основе описей 1728, 1736, 1771, 1794 годов и более поздних, был составлен план перестановки скульптур.

Однако посетители Летнего сада не всегда желали принимать результаты таких вот фундаментальных научных исследований по воссозданию «первоначального облика». Вот и последние видоизменения от «романтического парка Анны Ахматовой» к обновленному саду, с чертами регулярного парка, многих петербуржцев, да и не только жителей города, несколько огорчило. Ведь мы все храним в душе свои любимые черты этого удивительного по красоте сада и не желаем изменений. Впрочем, все уже стали привыкать и к новому образу Летнего сада — так устроен человек.

Было некоторое разочарование и оттого, что в настоящее время подлинники скульптур заменили на копии — что ни говори, но живой, шёлковый, чуть матовый мрамор несет совсем иную информацию, нежели мрамор искусственный.

Сегодня оригиналы скульптурного убранства Летнего сада находятся в Инженерном замке — это совсем рядом, так что мне, во время последнего посещения Летнего сада, очень захотелось сравнить копии и оригиналы — так сложилась эта прогулка.

Вид из Летнего сада на Михайловский замок, который сегодня является одним из филиалов Русского музея (как и Летний сад).
Вид из Летнего сада на Михайловский замок, который сегодня является одним из филиалов Русского музея (как и Летний сад).
А это вид из Михайловского замка на Летний сад.
А это вид из Михайловского замка на Летний сад.
Этот макет находится в Михайловском или как его еще называют Инженерном замке. Как видим - между замком и Летним садом когда-то был подвесной мост. ПавелI очень опасался за свою жизнь, так что весь замок был окружен водой и подвесными мостами.
Этот макет находится в Михайловском или как его еще называют Инженерном замке. Как видим - между замком и Летним садом когда-то был подвесной мост. ПавелI очень опасался за свою жизнь, так что весь замок был окружен водой и подвесными мостами.
Вид на знаменитую решетку Летнего сада. О ней я более подробно рассказывала здесь: <a href='https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/parks/12499/responses/5249' target='_blank' class='ex_k_link'>https://www.tourister.ru/...</a>
Этот скульптурный бюст - Римский император Веспасиан.
Вид на знаменитую решетку Летнего сада. О ней я более подробно рассказывала здесь: https://www.tourister.ru/... Этот скульптурный бюст - Римский император Веспасиан.
Рядом с Решеткой Летнего сада и выходом к Неве, у Северного фасада, находится скульптура " Ништадский мир" - это аллегория. Со всех мраморных скульптур, кроме этой, а также гермы «Вакх» сняли силиконовые формы, чтобы затем создать точные копии из современного материала – искусственного мрамора, которые теперь красуются в саду. В итоге в процессе реставрации было создано 90 копий скульптур и 152 подставки под бюсты и пьедесталы. Описать все просто невозможно!
Рядом с Решеткой Летнего сада и выходом к Неве, у Северного фасада, находится скульптура " Ништадский мир" - это аллегория. Со всех мраморных скульптур, кроме этой, а также гермы «Вакх» сняли силиконовые формы, чтобы затем создать точные копии из современного материала – искусственного мрамора, которые теперь красуются в саду. В итоге в процессе реставрации было создано 90 копий скульптур и 152 подставки под бюсты и пьедесталы. Описать все просто невозможно!
Интересны скульптурные портреты исторических деятелей - Александра Македонского, Марка Аврелия, польского короля Яна Собесского. У подножия этого исторического деятеля всегда живые цветы - приносят поляки.
Напротив скульптурный портрет жены Яна Собесского, но на нее обращают внимание только в связи с ее венценосным супругом. Мария-Казимира.
Король Пруссии. Курфюрст Бранденбургский. Фридрих I.
А это подлинник, который находится в Инженерном замке - можно сравнить.
А это подлинник, который находится в Инженерном замке - можно сравнить.
Курфюрстина Бранденбургская - жена Фридриха I.
Александр Македонский. Сами античные люди говорили, что в их жилищах больше скульптур, чем живых людей. Скульптуры имели прямое сходство с живым оригиналом. Их хранили за неимением фотографий. Сегодня интересно увидеть - как выглядели исторические личности на самом деле.
Оригинал скульптуры.
Оригинал скульптуры.
Император Нерон.
Тит. Римский император.
Тит. Римский император.
Римский император - так именуется эта скульптура. Возможно собирательный образ, а может быть просто личность не установлена.
Римский император - так именуется эта скульптура. Возможно собирательный образ, а может быть просто личность не установлена.
Несмотря на ограничения в виде вновь выстроенных решеток-баскеток, скульптурам на фоне деревьев просторнее и вольготнее, нежели в зале музея.
Несмотря на ограничения в виде вновь выстроенных решеток-баскеток, скульптурам на фоне деревьев просторнее и вольготнее, нежели в зале музея.
Сравните: вот так скульптуры пребывают в Инженерном замке ( а многие вообще "томятся" в запасниках - выставлено совсем немногое).
Сравните: вот так скульптуры пребывают в Инженерном замке ( а многие вообще "томятся" в запасниках - выставлено совсем немногое).
Философ Демокрит.
Эскулап - древнеримский бог врачевания. Мифологический персонаж, но каков психологический портрет, выполненный когда-то с натуры! Поэтому трудно отнести его к разряду мифологических героев - уж очень реалистичен!
А это копия с работы Пьетро Баратта. Юноша. Не исторический персонаж, но натурщик жил когда-то...
А это копия с работы Пьетро Баратта. Юноша. Не исторический персонаж, но натурщик жил когда-то...
И снова неизвестный Юноша неизвестного скульптора.
Молодая женщина в розовой драпировке.
Молодая женщина. Римлянка. Без имени, но как прекрасна!
Захотелось запечатлеть эти прекрасные черты крупным планом!
Захотелось запечатлеть эти прекрасные черты крупным планом!
Диоген. (Внимание). Оригинал. Через скульптурные портреты неизвестные художники прошлого пытались передать и психологические состояния, и эмоции.
Аристотель (Ирония). Копия.
Аристотель (Ирония). Копия.
Оригинал скульптуры Аристотеля. Мне кажется, что оригинал более выразителен.
Оригинал скульптуры Аристотеля. Мне кажется, что оригинал более выразителен.
Демокрит (смех).
В оригинале, в таком  ракурсе этот смех лучше виден (лучше слышится).
В оригинале, в таком ракурсе этот смех лучше виден (лучше слышится).
Пьетро Баратта. Аллегория Изобилия. И как бы нам ни хотелось, чтобы скульптуры находились в Летнем саду, но для спасения шедевров от агрессивной современной среды, их все же нужно было изолировать. И дело не только в особом сыром Петербургском климате, но и других приметах неблагополучной экологии (выхлопные газы множества автомобилей).
Пьетро Баратта. Аллегория Изобилия. И как бы нам ни хотелось, чтобы скульптуры находились в Летнем саду, но для спасения шедевров от агрессивной современной среды, их все же нужно было изолировать. И дело не только в особом сыром Петербургском климате, но и других приметах неблагополучной экологии (выхлопные газы множества автомобилей).
Оригиналы отреставрированы, процесс разрушения остановлен, но следы все равно остались.
Это Аллегория Чистоты, однако следы "наступления на эту чистоту" вполне заметны.
Оригиналы отреставрированы, процесс разрушения остановлен, но следы все равно остались. Это Аллегория Чистоты, однако следы "наступления на эту чистоту" вполне заметны.
Аллегория Чистоты. Копия, установленная в Летнем саду. И, кажется, самое время перейти ко второму разделу -  рассмотрению скульптур-аллегорий.
Аллегория Чистоты. Копия, установленная в Летнем саду. И, кажется, самое время перейти ко второму разделу - рассмотрению скульптур-аллегорий.
Аллегория Сладострастия. Скульпторы были тонкими психологами!
Аллегория Красоты.
Аллегория Красоты.
Аллегория Мира.
Рок. Аллегория.
Аллегория Архитектуры
Оригинал. Аллегория Архитектуры.
Оригинал. Аллегория Архитектуры.
Аллегория Дня.
Аллегория Дня.
Аллегория Солнца. Аполлон.
Аллегория Солнца. Аполлон.
Аллегория Осени.
Она же, но захотелось увидеть в другом ракурсе - она прекрасна!
Она же, но захотелось увидеть в другом ракурсе - она прекрасна!
Аллегория Правосудия.
Аллегория Правосудия.
Аллегория Правосудия. В полный рост.
Аллегория Милосердия. Оригинал.
Аллегория Милосердия. Копия.
Аллегория Истины.
Третий раздел - мифологические герои. Сегодня мы с трудом узнаем лишь некоторых - мифологию знаем плоховато. Многие герои незнакомы. Вот это Камилла - персонаж римской мифологии, дочь Метаба, царя Приверна. Далее нужно бы рассказывать сюжет, но тогда я не закончу комментарии очень долго. Царь Петр продолжает и нас воспитывать через время - понуждает открыть книги, узнать, почитать.
Вертумн - древнеримский бог времён года и их различных даров, поэтому он изображался преимущественно в виде садовника с садовым ножом и плодами.
Церера - древнеримская богиня урожая и плодородия, ответственная за произрастание и созревание злаков и других растений. Также была связана с подземным миром и могла насылать на людей безумие. Покровительствовала материнству. Была наиболее почитаемой среди плебеев. Авентинская триада божеств Цереры, Либера и Либеры противопоставлялась патрицианской Капитолийской троице Юпитера, Юноны и Минервы.
Церера. Крупный план.
Церера. Крупный план.
А это оригинал скульптуры Цереры.
Флора - древнеримская богиня, культ которой был распространён у сабинян и особенно в Средней Италии. Она была богиней цветов, расцвета, весны и полевых плодов; в честь неё у сабинян был назван месяц, соответствующий апрелю или маю. По легенде, рассказанной Овидием, в Флору, грудь которой источала цветы, распространявшиеся по окрестностям, превратилась земляная нимфа Хлорида, преследуемая богом западного ветра Фавонием
Нереида. Дочь морского царя Нерея. Жила в морской пучине.
Вакх
Вакх
Вакх - римский аналог греческого Диониса. В древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. В философии нередко противопоставлялось аполлиническое и дионисийское начало, как противоположные.
Амазонка
Амазонка
О. Маринали. Марс - бог войны. Около 1717 г. Италия.
Диана. Копия с Античной статуи. Неизвестный художник XVIII век.
Царь Мидас.
Царь Мидас.
Аполлон Бельведерский.
Тот же Аполлон. Оригинал.
Аполлон. Скульптурный портрет.
 Сатурн - один  из древнейших древнеримских богов, культ которого был одним из самых распространённых в Италии. Верховное божество соответствует греческому Кроносу — богу времени и земледелия, который, по мифическому сюжету, пожирал своих детей, ибо ему была предсказана смерть от руки сына. На самом деле метафора - время пожирает людей...
Сатурн - один из древнейших древнеримских богов, культ которого был одним из самых распространённых в Италии. Верховное божество соответствует греческому Кроносу — богу времени и земледелия, который, по мифическому сюжету, пожирал своих детей, ибо ему была предсказана смерть от руки сына. На самом деле метафора - время пожирает людей...
Беллона - богиня войны, входила в свиту Марса.
Инженерный замок. Мы уже поднимались по этой лестнице, теперь пора спускаться.
Инженерный замок. Мы уже поднимались по этой лестнице, теперь пора спускаться.
А в Летнем саду по-прежнему посетители стремятся запечатлеть несказанную красоту скульптурного убранства. Запечатлеть на фото и конечно же, запечатлеть в сердце.
А в Летнем саду по-прежнему посетители стремятся запечатлеть несказанную красоту скульптурного убранства. Запечатлеть на фото и конечно же, запечатлеть в сердце.
Комментарии к альбому