Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — сейчас на сайте
Снова с друзьями!
Фотоальбом

Музей Ференца Листа (Franz Liszt Museum)

Для каждого музыкально образованного человека, немецкий городок Байройт – это в первую очередь место проведения знаменитых Вагнеровских оперных фестивалей, которые проходят в известном на весь мир театре Вагнера (Фестшпильхаус), построенного, в свое время под его собственным руководством специально для постановок его же опер. Оперная реформа Вагнера была достаточно радикальной, поэтому постановки его опер требовали особых условий и особой конструкции самого театра.

Поскольку Байройт несомненно связан с именем Рихарда Вагнера, ведь он жил и творил здесь, местом паломничества несомненно является и вилла Вагнера «Фанфрид», где сегодня расположен музей Вагнера, и, конечно, театр.

Но право, очень жаль, если почитатели Вагнера, побывав на вилле Фанфрид, не воспылают желанием посетить и виллу Ференца Листа, что находится рядом, можно сказать по-соседству – через дорожку (На Ванфридштрассе) - нужно просто пройти по садику Вагнера, всего несколько шагов.

Здание музея расположено в непосредственной близости от Вагнеровской виллы не случайно. Композиторов связывало не только творчество. Они с некоторых пор стали родственниками, ведь Вагнер женился на дочери Листа Козиме, то есть великий Вагнер был зятем великого Листа.

Музей Ференца Листа был открыт в баварском городе Байройте недавно - 22 октября 1993 года, к 182-й годовщине рождения великого композитора.

В отличие от музея Вагнера, который постоянно принимает туристов, небольшой музей Листа открывает свои двери с 10.00 до 12.00, а затем с 14.00 до 17. (Это расписание «зимнего периода» - с сентября по июнь, а вот в июле и в августе он работает без перерыва). Мне кажется, что этот двухчасовой перерыв в самое «бойкое туристическое время» неудобен для туристов, так что «заезжающие на пару часов» очевидно не раз оказывались перед закрытыми дверями музея.

Именно поэтому я начала осмотр Байройтских музыкальных достопримечательностей именно с виллы Листа – смело прошла мимо виллы Вагнера, намереваясь посетить ее следом, пересекла садик, и оказалась у музея одного из моих любимых композиторов, в который так хотела попасть. Музей Листа был открыт и я успевала.

Конечно, здесь просится рассказ… Ведь я так много могла бы рассказать вам и о Вагнере и о Листе, но мне хочется и как можно больше показать вам, поэтому решила избрать жанр альбома с комментариями.

 

 

Этот музей в Байройте - первый музей Листа, который я посетила. Знаю, что есть и другие, в других городах. Например есть большой, мемориальный в Будапеште. Но именно здесь, в Байройте,  Лист закончил свои дни, здесь, в этом небольшом немецком городке он похоронен. А еще, мне кажется, что именно здесь можно услышать его прекрасную душу, которая всегда была готова к самопожертвованию и всепрощению. Это я поняла именно после посещения именно этого музея!
Этот музей в Байройте - первый музей Листа, который я посетила. Знаю, что есть и другие, в других городах. Например есть большой, мемориальный в Будапеште. Но именно здесь, в Байройте, Лист закончил свои дни, здесь, в этом небольшом немецком городке он похоронен. А еще, мне кажется, что именно здесь можно услышать его прекрасную душу, которая всегда была готова к самопожертвованию и всепрощению. Это я поняла именно после посещения именно этого музея!
Как же иногда путают комментарии побывавших туристов. Прочитав, что музей Листа находится недалеко от виллы Вагнера, я не предполагала, что это слово "недалеко" подразумевает "рядом". Виллы находятся в самом непосредственном соседстве!
Как же иногда путают комментарии побывавших туристов. Прочитав, что музей Листа находится недалеко от виллы Вагнера, я не предполагала, что это слово "недалеко" подразумевает "рядом". Виллы находятся в самом непосредственном соседстве!
Дом старый, музей небольшой, но тот, кто ищет соприкосновения с жизнью великого музыканта, именно здесь это найдет!
Дом старый, музей небольшой, но тот, кто ищет соприкосновения с жизнью великого музыканта, именно здесь это найдет!
Лист был не только великий композитор-романтик, прославивший свою горячо любимую Венгрию. Он был просветителем и помощником в продвижении творчества своих современников-композиторов всей Европы. Это была Личность!!
Его называли Паганини фортепьяно. Потрясающий виртуоз, на концертах которого творилось невообразимое, он, пользуясь своей европейской популярностью, употреблял эту популярность не на благо себе (ведь даже эта вилла не была им выкуплена и он ее только арендовал). Он постоянно играл и делал достоянием музыкальной общественности не только свои произведения, но и произведения других композиторов, в том числе и мало исполняемых - его друзей и современников, тех, которых сегодня мы почитаем, как великих классиков.
Лист был не только великий композитор-романтик, прославивший свою горячо любимую Венгрию. Он был просветителем и помощником в продвижении творчества своих современников-композиторов всей Европы. Это была Личность!! Его называли Паганини фортепьяно. Потрясающий виртуоз, на концертах которого творилось невообразимое, он, пользуясь своей европейской популярностью, употреблял эту популярность не на благо себе (ведь даже эта вилла не была им выкуплена и он ее только арендовал). Он постоянно играл и делал достоянием музыкальной общественности не только свои произведения, но и произведения других композиторов, в том числе и мало исполняемых - его друзей и современников, тех, которых сегодня мы почитаем, как великих классиков.
Простая дверь, простая табличка. Но за ней открытие потрясающей судьбы!
Простая дверь, простая табличка. Но за ней открытие потрясающей судьбы!
Музей был открыт во многом благодаря мюнхенскому пианисту Эрнсту Бургеру, который в 1988 году перепродал городским властям Байройта различные документы из своей частной коллекции, в том числе и 260 фотографий композитора. Надо сказать, что это уникальные фотографии! Многие из них вы сможете увидеть только здесь!
Музей был открыт во многом благодаря мюнхенскому пианисту Эрнсту Бургеру, который в 1988 году перепродал городским властям Байройта различные документы из своей частной коллекции, в том числе и 260 фотографий композитора. Надо сказать, что это уникальные фотографии! Многие из них вы сможете увидеть только здесь!
Романтический юноша... Да еще и такой талант! Было отчего вскружиться головам красавиц в самых разных городах и странах...
Но можно ли представить себе музыканта, тем более такого огненного пианиста, каким был Лист, без постоянной и пламенной любви в сердце!
Романтический юноша... Да еще и такой талант! Было отчего вскружиться головам красавиц в самых разных городах и странах... Но можно ли представить себе музыканта, тем более такого огненного пианиста, каким был Лист, без постоянной и пламенной любви в сердце!
Простое жилище... А вдали немое фортепьяно!
Простое жилище... А вдали немое фортепьяно!
Никогда не видела ничего подобного! Этот немой инструмента Листа помогал ему постоянно тренировать пальцы!
Никогда не видела ничего подобного! Этот немой инструмента Листа помогал ему постоянно тренировать пальцы!
Известны музыканты, которые отличались особым, уникальным строением рук, размером "растяжки", длиной пальцев. Такая уникальная рука была у Паганини, у нашего Рахманинова и конечно же, у Листа!
Далеко не все, что написано Листом, другие пианисты могут сыграть (даже самые-самые великие) - просто руки другие и нет физической возможности. Именно поэтому в нотах Листа, вместе с оригинальным пассажем, нередко дается другая редакция, которая более доступна.
Известны музыканты, которые отличались особым, уникальным строением рук, размером "растяжки", длиной пальцев. Такая уникальная рука была у Паганини, у нашего Рахманинова и конечно же, у Листа! Далеко не все, что написано Листом, другие пианисты могут сыграть (даже самые-самые великие) - просто руки другие и нет физической возможности. Именно поэтому в нотах Листа, вместе с оригинальным пассажем, нередко дается другая редакция, которая более доступна.
Музей Ференца Листа плодотворно сотрудничает с властями австрийского городка Райдинга, который ранее являлся частью Венгрии и назывался Доборьян. Именно здесь в 1811 году появился на свет великий Ференц Лист. Это его малая родина.
Музей Ференца Листа плодотворно сотрудничает с властями австрийского городка Райдинга, который ранее являлся частью Венгрии и назывался Доборьян. Именно здесь в 1811 году появился на свет великий Ференц Лист. Это его малая родина.
Лист рано обнаружил музыкальные способности и склонность к музыке.
Жизнь человека от детства...
Жизнь человека от детства...
...до мудрой старости...
О, это была бурная жизнь!
Что нужно чувствовать и пережить, чтобы в момент расцвета славы, закрыть крышку рояля и прекратить публичные выступления...
Он разочаровался в публике, которая шла на его концерты не внимать музыке, но удивляться тому, как "бегают пальцы" по клавиатуре, чтобы угодить моде! Посетить концерт Листа в то время было престижно.
...до мудрой старости... О, это была бурная жизнь! Что нужно чувствовать и пережить, чтобы в момент расцвета славы, закрыть крышку рояля и прекратить публичные выступления... Он разочаровался в публике, которая шла на его концерты не внимать музыке, но удивляться тому, как "бегают пальцы" по клавиатуре, чтобы угодить моде! Посетить концерт Листа в то время было престижно.
Мать композитора
Мать композитора
Отец композитора.
Он был и его первым учителем музыки, хотя был простым человеком и всего лишь, присматривал в овчарне князя Эстергази.
Отец композитора. Он был и его первым учителем музыки, хотя был простым человеком и всего лишь, присматривал в овчарне князя Эстергази.
Первым настоящим учителем все же можно назвать Карла Черни. Это случилось уже в Вене, куда отвез талантливого девятилетнего сына, его мудрый отец, в 1820 году.
Первым настоящим учителем все же можно назвать Карла Черни. Это случилось уже в Вене, куда отвез талантливого девятилетнего сына, его мудрый отец, в 1820 году.
А это Антонио Сальери, который преподавал Листу теорию музыки. Сальери был учителем многих великих музыкантов. Как же все-таки нелепо сложилась его судьба... Эти, ничем не доказанные, подозрения... А Моцарт действительно, как и в пьесе Пушкина, любил Сальери, учился у него.
А это Антонио Сальери, который преподавал Листу теорию музыки. Сальери был учителем многих великих музыкантов. Как же все-таки нелепо сложилась его судьба... Эти, ничем не доказанные, подозрения... А Моцарт действительно, как и в пьесе Пушкина, любил Сальери, учился у него.
В Вене Лист впервые встретился с Бетховеном. Великий музыкант был уже совсем глухим и добиться встречи с ним было невозможно - он сторонился людей. Но в 1823 году (Листу 12 лет) Бетховена все же удалось убедить присутствовать на концерте юного вундеркинда. Бетховен не слышал, он только смотрел на пальцы и слагал музыку в душе. После концерта он взошел на эстраду и поцеловал юного пианиста! Лист помнил это счастливое мгновение всю жизнь!
В Вене Лист впервые встретился с Бетховеном. Великий музыкант был уже совсем глухим и добиться встречи с ним было невозможно - он сторонился людей. Но в 1823 году (Листу 12 лет) Бетховена все же удалось убедить присутствовать на концерте юного вундеркинда. Бетховен не слышал, он только смотрел на пальцы и слагал музыку в душе. После концерта он взошел на эстраду и поцеловал юного пианиста! Лист помнил это счастливое мгновение всю жизнь!
После этого события и концерта в Будапеште отец с сыном отправились в Париж, для поступления в Парижскую консерваторию. однако директор консерватории, маститый музыкант, композитор Керубини не принял Листа, сославшись на закон, по которому в Парижской консерватории могли учиться только французы...
Так было!
После этого события и концерта в Будапеште отец с сыном отправились в Париж, для поступления в Парижскую консерваторию. однако директор консерватории, маститый музыкант, композитор Керубини не принял Листа, сославшись на закон, по которому в Парижской консерватории могли учиться только французы... Так было!
Но молодой музыкант не опустил руки и стал брать частные уроки у Ф.Паэра и А.Рейха.
Лист рано потерял отца (в 1827 году). Оставшись один в огромном Париже, он не отдался развлечениям, но работал над собой, равняясь на кумиров.
Но молодой музыкант не опустил руки и стал брать частные уроки у Ф.Паэра и А.Рейха. Лист рано потерял отца (в 1827 году). Оставшись один в огромном Париже, он не отдался развлечениям, но работал над собой, равняясь на кумиров.
Одним из таких кумиров для Листа стал Паганини. Он поставил цель стать и на фортепьяно таким же виртуозом, как Паганини на скрипке. Он много занимался. Постоянная работа и труд!
Одним из таких кумиров для Листа стал Паганини. Он поставил цель стать и на фортепьяно таким же виртуозом, как Паганини на скрипке. Он много занимался. Постоянная работа и труд!
Жизнь в Париже тогда била ключом. Лист дружил и преклонялся перед такими музыкантами, как Шопен, Берлиоз... Совместные музицирования, споры о музыке, о творчестве. Ведь Париж в то время, как и Вена считался музыкальной столицей Европы, а Европа тогда считалась Миром. Получить европейскую известность значило получить мировую.
Жизнь в Париже тогда била ключом. Лист дружил и преклонялся перед такими музыкантами, как Шопен, Берлиоз... Совместные музицирования, споры о музыке, о творчестве. Ведь Париж в то время, как и Вена считался музыкальной столицей Европы, а Европа тогда считалась Миром. Получить европейскую известность значило получить мировую.
Эта фотография Жорж Санд относится к более позднему времени. Они переписывались с Листом и эта переписка очень содержательная, как страницы дневниковых размышлений.
Эта фотография Жорж Санд относится к более позднему времени. Они переписывались с Листом и эта переписка очень содержательная, как страницы дневниковых размышлений.
30-е годы в Париже... Это знакомство и дружба с Гюго, Мюссе, Ламартином, Готье, Дюма, Гейне, Делакруа, Россини, Мейербером, Беллини и многими другими. Тогда Лист  встретился и со своей любовью графиней Марией Д-Агу (в будущем писательница Даниэль Стэрн), которая стала его женой.
30-е годы в Париже... Это знакомство и дружба с Гюго, Мюссе, Ламартином, Готье, Дюма, Гейне, Делакруа, Россини, Мейербером, Беллини и многими другими. Тогда Лист встретился и со своей любовью графиней Марией Д-Агу (в будущем писательница Даниэль Стэрн), которая стала его женой.
Это слепок руки Марии. Руки многое могут рассказать, как и портреты.
Это слепок руки Марии. Руки многое могут рассказать, как и портреты.
Атмосфера творчества. Этим была наполнена вся жизнь.
Атмосфера творчества. Этим была наполнена вся жизнь.
С 1985 года и в течение четырех лет Лист с Марией много путешествовали по Швейцарии и Италии. Результатом стали фортепьянные циклы "Годы странствий" - некоторые пьесы перетекают из известного цикла "Альбом путешественника".
Современные путешественники фотографируют, а путешественники 19 века составляли свои альбомы воспоминаний о путешествиях, в виде творческих работ: живописных полотен, или, как у Листа музыкальных произведений.
Я равнодушна к предметам быта, которыми пользовались великие люди. Стоптанные башмаки Листа не вызвали у меня "трепета", но эта фотография вполне может послужить фото иллюстрацией к "Годам странствий".
С 1985 года и в течение четырех лет Лист с Марией много путешествовали по Швейцарии и Италии. Результатом стали фортепьянные циклы "Годы странствий" - некоторые пьесы перетекают из известного цикла "Альбом путешественника". Современные путешественники фотографируют, а путешественники 19 века составляли свои альбомы воспоминаний о путешествиях, в виде творческих работ: живописных полотен, или, как у Листа музыкальных произведений. Я равнодушна к предметам быта, которыми пользовались великие люди. Стоптанные башмаки Листа не вызвали у меня "трепета", но эта фотография вполне может послужить фото иллюстрацией к "Годам странствий".
Путешествия Листа - это не постоянное движение. В Женеве, он стал преподавать в только что открывшейся консерватории, он много выступал. Но свои мысли и впечатления от Швейцарии мог запечатлеть в пьесах "Женевские колокола" или "Долина Обермана"...
Путешествия Листа - это не постоянное движение. В Женеве, он стал преподавать в только что открывшейся консерватории, он много выступал. Но свои мысли и впечатления от Швейцарии мог запечатлеть в пьесах "Женевские колокола" или "Долина Обермана"...
Этот портрет относится к 1843 году. Это время самой интенсивной творческой и концертной деятельности Листа.
Этот портрет относится к 1843 году. Это время самой интенсивной творческой и концертной деятельности Листа.
На этом рояле играл Лист...
На этом рояле играл Лист...
В 1842 году Лист триумфально выступал в Петербурге, а в 1843 году и в Петербурге, и в Москве. С русскими музыкантами у Листа установились самые тесные творческие связи.
Он немало делал для популяризации творчества русских композиторов в Европе. Да и в России, после исполнения Листом транскрипций на музыку Глинки, кто-то начинал, наконец-то интересоваться родным композитором.
В 1842 году Лист триумфально выступал в Петербурге, а в 1843 году и в Петербурге, и в Москве. С русскими музыкантами у Листа установились самые тесные творческие связи. Он немало делал для популяризации творчества русских композиторов в Европе. Да и в России, после исполнения Листом транскрипций на музыку Глинки, кто-то начинал, наконец-то интересоваться родным композитором.
В 1847 году Лист концертировал на Украине. Здесь он встретился в дочерью польского помещика Каролиной Витгенштейн. В то время он уже расстался с Марией и ничего не препятствовало его браку. 
Но на протяжении многих лет сама Каролина не могла получить развод, чтобы обвенчаться с Листом, этот  вопрос несколько раз пересматривался папской курией. В 1864 году, после смерти князя Витгенштейна, когда, казалось, все препятствия были устранены, Каролина, воспринимавшая их как волю Божью, приняла тяжелое решение навсегда отказаться от заключения брака с Листом.

Под ее влиянием и под влиянием собственной неудовлетворенности положением "кумира, модного музыканта", он стал глубже интересоваться религией и спустя время принял сан аббата.
В то же время он продолжал творить и продолжать интенсивную просветительскую деятельность.
В 1847 году Лист концертировал на Украине. Здесь он встретился в дочерью польского помещика Каролиной Витгенштейн. В то время он уже расстался с Марией и ничего не препятствовало его браку. Но на протяжении многих лет сама Каролина не могла получить развод, чтобы обвенчаться с Листом, этот вопрос несколько раз пересматривался папской курией. В 1864 году, после смерти князя Витгенштейна, когда, казалось, все препятствия были устранены, Каролина, воспринимавшая их как волю Божью, приняла тяжелое решение навсегда отказаться от заключения брака с Листом. Под ее влиянием и под влиянием собственной неудовлетворенности положением "кумира, модного музыканта", он стал глубже интересоваться религией и спустя время принял сан аббата. В то же время он продолжал творить и продолжать интенсивную просветительскую деятельность.
В творчестве Листа очень важен Веймарский период  (1848-1861гг.) Затем был римский период, затем "второй веймарский".
В творчестве Листа очень важен Веймарский период (1848-1861гг.) Затем был римский период, затем "второй веймарский".
Вагнер. Считается, что первая встреча двух музыкальных гениев произошла в 1841 году, но тогда эта встреча не произвела на них впечатления, дружба завязалась позднее.
Это были очень бурные и порою драматические взаимоотношения. Многие считают, что если бы Лист так не помогал Вагнеру, не поддерживал его, тот не стал бы тем, кем стал, несмотря на талант.
Но их отношения прерывались полным охлаждением. Особенно, когда дочь Листа Козима, несмотря на свое замужество, переехала к Вагнеру и стала его неофициальной женой (Следует отметить, что Вагнер и Лист были почти ровесники).  Лист тяжело переживал, но потом простил. Отношения возобновились. Все чувствовали, что "любовь покрывает все".
Вагнер. Считается, что первая встреча двух музыкальных гениев произошла в 1841 году, но тогда эта встреча не произвела на них впечатления, дружба завязалась позднее. Это были очень бурные и порою драматические взаимоотношения. Многие считают, что если бы Лист так не помогал Вагнеру, не поддерживал его, тот не стал бы тем, кем стал, несмотря на талант. Но их отношения прерывались полным охлаждением. Особенно, когда дочь Листа Козима, несмотря на свое замужество, переехала к Вагнеру и стала его неофициальной женой (Следует отметить, что Вагнер и Лист были почти ровесники). Лист тяжело переживал, но потом простил. Отношения возобновились. Все чувствовали, что "любовь покрывает все".
Козима Франческа Гаэтана Лист (1837–1930) — внебрачная дочь композитора Франца Листа и графини Марии д’Агу. В 1857 году вышла замуж за Ганса фон Бюлова, а в 1870-м после развода с ним стала женой Рихарда Вагнера. После смерти второго мужа Козима более двадцати лет руководила организацией Байройтских фестивалей.
Козима Франческа Гаэтана Лист (1837–1930) — внебрачная дочь композитора Франца Листа и графини Марии д’Агу. В 1857 году вышла замуж за Ганса фон Бюлова, а в 1870-м после развода с ним стала женой Рихарда Вагнера. После смерти второго мужа Козима более двадцати лет руководила организацией Байройтских фестивалей.
 Для понимания сущности этой дружбы стоит почитать переписку или воспоминания. Так Вагнер, который много выступал и как публицист, в своем «Обращении к моим друзьям» (1851) писал: «Я хочу здесь подробнее остановиться на характере этой дружбы, так как некоторым она, вероятно, представляется парадоксальною. Я создал себе репутацию человека, во многих отношениях отталкивающего и совершенно неуживчивого, и потому сообщать о полных любви отношениях с этим человеком является для меня своего рода потребностью»
Для понимания сущности этой дружбы стоит почитать переписку или воспоминания. Так Вагнер, который много выступал и как публицист, в своем «Обращении к моим друзьям» (1851) писал: «Я хочу здесь подробнее остановиться на характере этой дружбы, так как некоторым она, вероятно, представляется парадоксальною. Я создал себе репутацию человека, во многих отношениях отталкивающего и совершенно неуживчивого, и потому сообщать о полных любви отношениях с этим человеком является для меня своего рода потребностью»
Козима не была красавицей, она даже  была выше ростом (Вагнер в молодости даже страдал от небольшого роста), но они действительно любили друг друга.
Козима не была красавицей, она даже была выше ростом (Вагнер в молодости даже страдал от небольшого роста), но они действительно любили друг друга.
Карикатура "Лист щекочет Вагнера".
Карикатура "Лист щекочет Вагнера".
Фотографии, фотографии... Судьбы давно минувшие.
Фотографии, фотографии... Судьбы давно минувшие.
Тени прошлых лет...
Тени прошлых лет...
Великие пианисты - современники Листа.
Великие пианисты - современники Листа.
Живые строчки Листа, запечатлевшие мгновения бытия, переживания, печали и радости.
Живые строчки Листа, запечатлевшие мгновения бытия, переживания, печали и радости.
Лист за год до его кончины. Мудрый старец. Великий маэстро.
Лист за год до его кончины. Мудрый старец. Великий маэстро.
Удивительная фотография! Очень живая, не пафосная. Жизнь на исходе...  Старость. Хотя великий маэстро до конца своих дней не сходил с "арены музыкальных событий" и по-прежнему много делал для продвижения творчества Вагнера, участвуя и в организации постановок фестиваля в Байройте.
Удивительная фотография! Очень живая, не пафосная. Жизнь на исходе... Старость. Хотя великий маэстро до конца своих дней не сходил с "арены музыкальных событий" и по-прежнему много делал для продвижения творчества Вагнера, участвуя и в организации постановок фестиваля в Байройте.
Когда в груди твоей – созвучий
Забьет таинственный родник
И на чело твое из тучи
Снисходит огненный язык;
 
Когда, исполнясь вдохновенья,
Поэт и выспренний посол!
Теснишь души своей виденья
Ты в гармонический глагол, –
 
Молниеносными перстами
Ты отверзаешь новый мир,
И громкозвучными волнами
Кипит, как море, твой клавир;
 
И в этих звуках скоротечных,
На землю брошенных тобой,
Души бессмертной, таинств вечных
Есть отголосок неземной.
(П. Вяземский «Листу»)
Когда в груди твоей – созвучий Забьет таинственный родник И на чело твое из тучи Снисходит огненный язык; Когда, исполнясь вдохновенья, Поэт и выспренний посол! Теснишь души своей виденья Ты в гармонический глагол, – Молниеносными перстами Ты отверзаешь новый мир, И громкозвучными волнами Кипит, как море, твой клавир; И в этих звуках скоротечных, На землю брошенных тобой, Души бессмертной, таинств вечных Есть отголосок неземной. (П. Вяземский «Листу»)
Комната, в которой скончался Лист.

Уже после смерти Вагнера, Лист приехал в Байройт на оперный фестиваль в 1886 году, чтобы присутствовать на премьере  оперы "Тристан и Изольда",  но простудился и заболел воспалением легких.
Перед смертью он еле слышно прошептал: «Тристан», а на вопрос, страдает ли он, ответил: «Теперь уже нет». Это были его последние слова… А в Байройте в этот день шли приготовления к исполнению музыкальной драмы, название которой прошептал Лист на смертном ложе. В программе празднеств уже ничего нельзя было изменить, да  этого не хотел бы и сам Лист.
Комната, в которой скончался Лист. Уже после смерти Вагнера, Лист приехал в Байройт на оперный фестиваль в 1886 году, чтобы присутствовать на премьере оперы "Тристан и Изольда", но простудился и заболел воспалением легких. Перед смертью он еле слышно прошептал: «Тристан», а на вопрос, страдает ли он, ответил: «Теперь уже нет». Это были его последние слова… А в Байройте в этот день шли приготовления к исполнению музыкальной драмы, название которой прошептал Лист на смертном ложе. В программе празднеств уже ничего нельзя было изменить, да этого не хотел бы и сам Лист.
В завершении справедливые слова музыковеда Якова Мильштейна: «До сих пор в полной мере не оценена та бескорыстная помощь, которую оказал Лист Вагнеру в самые критические дни его жизни, как не осознана до конца роль Листа в становлении и утверждении вагнеровской идеи музыкальной драмы»
И еще я предлагаю еще раз пересмотреть эти фотографии, но уже под музыку Ференца Листа.
<a rel="nofollow noreferrer noopener" onclick="AddGoToLog(this, '');" href="https://www.youtube.com/watch?v=6c7CZLY3XqM" class="ext_link" target="_blank">https://www.youtube.com/watch</a>
В завершении справедливые слова музыковеда Якова Мильштейна: «До сих пор в полной мере не оценена та бескорыстная помощь, которую оказал Лист Вагнеру в самые критические дни его жизни, как не осознана до конца роль Листа в становлении и утверждении вагнеровской идеи музыкальной драмы» И еще я предлагаю еще раз пересмотреть эти фотографии, но уже под музыку Ференца Листа. https://www.youtube.com/watch
Комментарии к альбому