Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была сегодня 9:30
Снова с друзьями!
Фотоальбом

Экспозиция "Изборская палата русской словесности и православной веры"

NIKON D3100
16 33

Прохожу мимо флигеля Купца Анисимова в Изборске, где музейные экспозиции размещаются. На ступеньках сидит человек. Спрашиваю: что за выставка здесь? Отвечает: Да, картины какие-то…

 — А музей-то открыт?- продолжаю я вопрошать. — Вот написано, что открыто!

 — Закрыто уже, — отвечает. — А табличка, она всегда висит, отдирать её что ли!

О, Россия моя! Любимая сторона… Узнаваемая в своих «нескладушках», что только чуть-чуть прикрывают такую глубину и такую мощь, в которую поверхностный взгляд не способен вникнуть.

Спустя время вновь оказываюсь в Изборске и отдав предпочтение исторической экспозиции, что разместилась в доме того же купца, чувствую, что больше уже никуда не успеть, — конец рабочего дня.

 — Да, идите вон туда, — позволяет смотрительница из флигеля, что в конце рабочего дня забежала к своей знакомой, такой же смотрительнице, исторической экспозиции, идите вон, в соседнюю дверь. — Бесплатно идите!

Бегу знакомиться с выставкой картин какого-то художника, тороплюсь — рабочий день вот-вот кончится…

В милом маленьком Изборске и «музейчики» маленькие. Впрочем, и не музейчики это, а разные экспозиции главного хозяина всего и вся, под могучим названием «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник Изборск».

Оказывается, во флигеле развернута экспозиция под названием «Изборская палата Русской словесности и Православной веры».

Автор картин — Петр Оссовский — известный псковский художник, но я сразу же соглашаюсь с тем, что выставка — это коллективное авторство — художника и писателя. Тексты, которые вполне равноценны картинам,  сразу же проникают, трогают душу, вызывают самый искренний отклик. Читаю: авторы текстов к росписям и сам художник, и прозаик Валентин Курбатов. Все встает на свои места: знаю и того, и другого автора. Склоняю голову в почтительном поклоне…

Сначала немного об авторах проекта.

Только недавно на Труворовом холме древнего городища, рядом с великим Крестом Трувора увидела могилу псковского художника Петра Оссовского. Впервые услышала о художнике в отрочестве, когда получила в подарок на день рождения альбом с его репродукциями. (Вот такие подарки дарили мальчики девочкам в далекое школьное время..)

Годы жизни художника: 1925–2015.

90 лет — славная жизнь.

Как же я не люблю перечисления регалий (а их у Оссовского множество великое), как эти бюрократические перечисления мешают насладиться красотой имени! Петр — камень и скала-памятник с крестом — все со смыслом. А еще приятно читается «Петр Оссовский — русский художник». Вот она — главная заслуга, оценка, характеристика, просто, скромно, но величаво.

Искусствоведы считают Оссовского одним из основоположников так называемого «сурового стиля», который особенно заметно проявился в годы «оттепели», в 60-е.

Писал жизнь без прикрас, но с любовью к людям, к родной земле, родной стране. Не был ни конформистом, ни диссидентом. Был человеком, который имел собственные взгляды, отстаивал их своим творчеством.

Словно из псковской земли вылепленный (хотя родился на Украине), впитавший ее силушку и волюшку, был православным человеком, убежденным в том, что именно русское слово, словесность, и православная вера — это те основы, на которых только и может выстоять страна и народ.

Именно этой теме он и посвятил свою экспозицию, которую я увидела в Изборске.

Второй автор — писатель, публицист Валентин Курбатов родился в Ульяновской области (где-то пишут в Самарской). Родился в 1939 году, ушел из жизни совсем недавно — 6 марта 2021 года. Православный человек — мудрый, талантливый, честный.

Читать его — наслаждение. Говорит о важном, но без надрыва, пафоса, а нередко и с юмором, что вообще свойственно русскому человеку.

И вновь — не хочу перечислять многочисленные регалии, награды, лишь один последний сюжет из жизни и в нем - все!

Пошел в свои 80 лет покупать цветы жене, да не дошел, взлетела душа на небо…

Не люблю, когда искусствоведы начинают рассказывать: на этой картине вы видите…

Если художник настоящий — его картины тронут, будут поняты. Если писатель настоящий — читать его захочется не отрываясь. Вот и критерий.

Конечно, бывает необходимо что-то уточнить, направить слушателя-зрителя, это можно. Но вот вам текст Валентина Курбатова — совсем небольшой фрагмент готова привести, но, сколько в нем правды!

Рассказывая о неосуществленном проекте Храма Христа Спасителя, который предлагал хороший друг писателя — Юрий Селиверстов, Валентин Яковлевич однажды поделился печалью:

«Очень жалко, что это так и осталось проектом. Уверен, что воплощение проекта Юрия Ивановича было бы для Русской Церкви во сто крат более значимо. Для тех, кто не слышал об этом проекте, напомню, что Юра предлагал золотую прорись храма Христа Спасителя в натуральную величину. Где-то в Америке у миллиардеров хранится кувуклия из храма Христа Спасителя. У Юры была мечта возвратить ее в Россию, поставить в этой прориси, и пусть бы шли над прихожанами дожди, падал снег, а люди стояли и молились хотя бы на Рождество и на Пасху. О. Иоанн Крестьянкин благословил этот проект — мы вместе с Юрой к нему ездили и показывали.

Если бы реализовали Юрин проект, мы бы поняли, что сделали с самими собой, с собственным сердцем, с собственным храмом. Когда стоишь под всполохами молний, ты понимаешь, что сам отнял у себя право быть под Господним покровом!.. Это для многих стало бы глубоким потрясением, потрясением очищающим. А восстановив храм, мы сделали вид, что ничего не случилось. Как стоял храм Христа Спасителя, так и стоит».

Вот с этими двумя мудрыми и честными людьми нас и знакомит экспозиция «Изборской палаты», которая открыта для посещения еще с 1 сентября 2018 года и, хотя выставка должна была завершиться к 1 января 2021, но живет и востребована до настоящего времени.

Мое предисловие было столь великим, что остается только познакомить вас с экспозицией, снабдив кое-где небольшими подтекстовками, потому что картины и тем более тексты не нуждаются в объяснениях.

Изборск. Псковщина. Просторы. Вид  с Труворова холма.
Изборск. Псковщина. Просторы. Вид с Труворова холма.
Могила  Петра Павловича Оссовского на Труворовом городище.
Могила Петра Павловича Оссовского на Труворовом городище.
Флигель купца Анисимова и мой собеседник на ступеньках.
Флигель купца Анисимова и мой собеседник на ступеньках.
Не всегда стоит верить объявлениям...
Не всегда стоит верить объявлениям...
Автор проекта художник П.П.Оссовский
Автор проекта художник П.П.Оссовский
Автор текстов писатель В.Я.Курбатов
Автор текстов писатель В.Я.Курбатов
Это центральная художественная композиция. Ее название стало и названием всей экспозиции: "Русская словестность и Православная вера". В центре находится роспись: "Видение и явь княгини Ольги".
В летописи есть свидетельство о видении княгине трех лучей в небе над довмонтовой кручей, на фоне которой изображен Троицкий Собор Псковского кремля. С двух сторон художник изобразил старца Николая Гурьянова, с острова Залита (я в свое время писала о своей поездке к этому мудрому святому человеку), и женщины, покаянно склонившейся.
Триптих составляют образы Богоматери (слева) и св. Николая Мирликийского (справа).
Слева изображение А.С.Пушкина, справа св.княгини Ольги.
Сам художник так объяснял свое решение:
"Размышляя о содержании росписей, я пришел к выводу, что на стенах палаты должны быть изображены образы двух великих людей русской истории и культуры, жизнь и деятельность которых связана с псково-изборской землей: Святой равноапостольной княгини Ольги, принесшей на эту историческую землю Православную Веру и заложившей основы русской государственности., а так же великого поэта, основателя Русской Словесности Александра Пушкина, поэзия которого обрела на псковской земле глубоко национальный характер и пронизана идеями православия".
Это центральная художественная композиция. Ее название стало и названием всей экспозиции: "Русская словестность и Православная вера". В центре находится роспись: "Видение и явь княгини Ольги". В летописи есть свидетельство о видении княгине трех лучей в небе над довмонтовой кручей, на фоне которой изображен Троицкий Собор Псковского кремля. С двух сторон художник изобразил старца Николая Гурьянова, с острова Залита (я в свое время писала о своей поездке к этому мудрому святому человеку), и женщины, покаянно склонившейся. Триптих составляют образы Богоматери (слева) и св. Николая Мирликийского (справа). Слева изображение А.С.Пушкина, справа св.княгини Ольги. Сам художник так объяснял свое решение: "Размышляя о содержании росписей, я пришел к выводу, что на стенах палаты должны быть изображены образы двух великих людей русской истории и культуры, жизнь и деятельность которых связана с псково-изборской землей: Святой равноапостольной княгини Ольги, принесшей на эту историческую землю Православную Веру и заложившей основы русской государственности., а так же великого поэта, основателя Русской Словесности Александра Пушкина, поэзия которого обрела на псковской земле глубоко национальный характер и пронизана идеями православия".
"Благовест над Изборской землей".
Слева образ монахини, справа образ монаха - следующая фотография.
"Благовест над Изборской землей". Слева образ монахини, справа образ монаха - следующая фотография.
Образ монаха.
Образ монаха.
Если первый зал посвящен древности, то во втором более современные мотивы.
Натюрморт с прапором и наковальней.
Если первый зал посвящен древности, то во втором более современные мотивы. Натюрморт с прапором и наковальней.
Народные кузнецы Петр и Кирилл.
Псковские кузнецы славились своим умением.
Народные кузнецы Петр и Кирилл. Псковские кузнецы славились своим умением.
Рыбак. Псковитянин.
Рыбак. Псковитянин.
Псковитянка
Псковитянка
Слева "Храм в устье Великой" (храм Ильи Пророка в Выбутах); в центре образ - "Никола Ратник" и справа "Часовня Святого Николая" (на острове им. Залита)
Слева "Храм в устье Великой" (храм Ильи Пророка в Выбутах); в центре образ - "Никола Ратник" и справа "Часовня Святого Николая" (на острове им. Залита)
Размышления художника о колорите всегда важны, а в этом случае особенно.
Размышления художника о колорите всегда важны, а в этом случае особенно.
Удивительный коллаж: Слева "Благовест" Оссовского, справа табличка "Открыто" - хотя было закрыто. В центре реет флаг...
Удивительный коллаж: Слева "Благовест" Оссовского, справа табличка "Открыто" - хотя было закрыто. В центре реет флаг...
Вот такие улочки в Изборске. Хорошо пройти в тишине и подумать. Есть время осмыслить увиденное..
Вот такие улочки в Изборске. Хорошо пройти в тишине и подумать. Есть время осмыслить увиденное..
Комментарии к альбому