Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была вчера 23:55
Как интересно изучать собственное Отечество!

Вчера побывала на выставке, под названием «Первая позиция. Русский балет», что открылась в Манеже (Исаакиевская пл.1) еще в феврале. Отзывы у всех посетивших самые восторженные — одно слово: балет! Надеялась, что поток желающих побывать на выставке со временем поубавился — ан, нет! Билеты купить оказалось, возможно, но не так просто, как хотелось бы — пришлось ждать своего сеанса два часа. Конечно, об этой выставке я еще расскажу, а пока выберу из 560 фотографий что-то для альбома.

Впечатление? Невероятное и очень познавательное погружение в историю русского балета и восторг сотворчества и сопричастности!

Что представлено на трех (!) этажах Манежа? Какие экспонаты?

Для кого-то это в первую очередь артефакты, для кого-то фетиши, для кого-то учебные пособия, а для многих и все вместе!

Итак, гаснет свет, три звонка и мы… входим в музейное пространство. Фотографировать сложно — посетителей много, темно, как в зрительном зале, во время спектакля, ну и блики от подсветок.

Однако все же, кое-что я сейчас готова показать, ведь и самой приятно уложить шквал информации и впечатлений. Хотя бы начать этот процесс.

Н.И.Аргунов. Портрет Ивана Якимова в костюме Амура. 1790 г.
Холст. Масло. 
Государственный Русский музей.
Н.И.Аргунов. Портрет Ивана Якимова в костюме Амура. 1790 г. Холст. Масло. Государственный Русский музей.
Неизвестный скульптор XIX века., Альберт (Бертель) Торвальдсен (автор оригинала).
Психея. Конец XIX века. Мрамор. Государственный Эрмитаж.
Неизвестный скульптор XIX века., Альберт (Бертель) Торвальдсен (автор оригинала). Психея. Конец XIX века. Мрамор. Государственный Эрмитаж.
Б.Огюстен "Амур и Психея". XVIII век. Музей-заповедник Архангельское.
Поскольку этот мифологический дуэт возникнет неоднократно, полезно вспомнить сюжет.
У одного царя были три красавицы дочери, из которых красивее всех была младшая — Психея. Слава о её красоте прошла по всей земле, и многие приезжали в город, где жила Психея, чтобы полюбоваться ею. Ей стали даже воздавать божеские почести, забыв Афродиту. Последняя оскорбилась и решила погубить девушку. Позвав своего сына Эрота, она показала ему красавицу и велела ему вселить в неё любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей. Между тем, Психея чувствовала себя очень несчастной оттого, что все любовались ею как бездушной красотой и никто не искал её руки. (продолжение следует)
Б.Огюстен "Амур и Психея". XVIII век. Музей-заповедник Архангельское. Поскольку этот мифологический дуэт возникнет неоднократно, полезно вспомнить сюжет. У одного царя были три красавицы дочери, из которых красивее всех была младшая — Психея. Слава о её красоте прошла по всей земле, и многие приезжали в город, где жила Психея, чтобы полюбоваться ею. Ей стали даже воздавать божеские почести, забыв Афродиту. Последняя оскорбилась и решила погубить девушку. Позвав своего сына Эрота, она показала ему красавицу и велела ему вселить в неё любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей. Между тем, Психея чувствовала себя очень несчастной оттого, что все любовались ею как бездушной красотой и никто не искал её руки. (продолжение следует)
Неизвестный автор.XVIII в. Музей-заповедник "Гатчина".

... В горе обратился отец Психеи к милетскому оракулу, и бог ответил, что она, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена на скалу для брака с ужасным чудовищем. Исполняя волю оракула, несчастный отец привёл Психею в указанное место и оставил её одну; вдруг дуновение ветра перенесло её в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами, и она стала женой незримого существа, навещавшего её лишь ночью. Блаженная жизнь Психеи, однако, продолжалась недолго: завистливые сёстры, узнав об её благополучии, решили извести её и хитростью достигли того, что Психея нарушила данное супругу обещание — не узнавать кто он. Сёстры нашептали, что её супруг — чудовище, и убедили её, чтобы она, вооружившись мечом и светильником, подстерегла его во время сна и убила.
Дождавшись ночи, Психея зажгла светильник и стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Эротом; в то время, как она, поражённая красотой его лица, любовалась спящим, со светильника на плечо бога упала горячая капля масла, и он от боли проснулся. Оскорблённый вероломством супруги, он улетел, а Психея, покинутая, пошла по земле искать своего возлюбленного. Долго Психея ходила по всем землям, пока не была вынуждена преклониться перед матерью Эрота — Афродитой, которая долго искала случая отомстить Психее и послала уже разыскивать её Гермеса. В это время больной от ожога Эрот лежал у своей матери.Очутившись под одной кровлей с супругом, но разлучённая с ним, Психея должна была сносить всяческие преследования Афродиты, которая, желая ей смерти, придумывала разные невыполнимые работы. Так, Психея должна была разобрать по зёрнам и по родам громадную кучу смешанного зерна, достать золотое руно с бешеных овец, добыть воды из Стикса и принести из подземного царства от Персефоны (Прозерпины) ящик с чудесными притираниями. Благодаря чужой помощи, Психея сделала всё, что велела ей Афродита, пока, наконец, не выздоровел Эрот. Тогда он обратился к содействию верховного олимпийского бога и с его помощью добился согласия небожителей на брак с Психеей, которая получила от Зевса бессмертиe и была приобщена к сонму богов. Завистливые сёстры Психеи были наказаны за свою зависть и коварство тем, что разбились об утёс, прыгнув с него в расчёте, что Зефир унесёт их в волшебный дворец Эрота. От брака Психеи с Эротом родилась Волупия — богиня, олицетворяющая наслаждение.
Неизвестный автор.XVIII в. Музей-заповедник "Гатчина". ... В горе обратился отец Психеи к милетскому оракулу, и бог ответил, что она, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена на скалу для брака с ужасным чудовищем. Исполняя волю оракула, несчастный отец привёл Психею в указанное место и оставил её одну; вдруг дуновение ветра перенесло её в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами, и она стала женой незримого существа, навещавшего её лишь ночью. Блаженная жизнь Психеи, однако, продолжалась недолго: завистливые сёстры, узнав об её благополучии, решили извести её и хитростью достигли того, что Психея нарушила данное супругу обещание — не узнавать кто он. Сёстры нашептали, что её супруг — чудовище, и убедили её, чтобы она, вооружившись мечом и светильником, подстерегла его во время сна и убила. Дождавшись ночи, Психея зажгла светильник и стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Эротом; в то время, как она, поражённая красотой его лица, любовалась спящим, со светильника на плечо бога упала горячая капля масла, и он от боли проснулся. Оскорблённый вероломством супруги, он улетел, а Психея, покинутая, пошла по земле искать своего возлюбленного. Долго Психея ходила по всем землям, пока не была вынуждена преклониться перед матерью Эрота — Афродитой, которая долго искала случая отомстить Психее и послала уже разыскивать её Гермеса. В это время больной от ожога Эрот лежал у своей матери.Очутившись под одной кровлей с супругом, но разлучённая с ним, Психея должна была сносить всяческие преследования Афродиты, которая, желая ей смерти, придумывала разные невыполнимые работы. Так, Психея должна была разобрать по зёрнам и по родам громадную кучу смешанного зерна, достать золотое руно с бешеных овец, добыть воды из Стикса и принести из подземного царства от Персефоны (Прозерпины) ящик с чудесными притираниями. Благодаря чужой помощи, Психея сделала всё, что велела ей Афродита, пока, наконец, не выздоровел Эрот. Тогда он обратился к содействию верховного олимпийского бога и с его помощью добился согласия небожителей на брак с Психеей, которая получила от Зевса бессмертиe и была приобщена к сонму богов. Завистливые сёстры Психеи были наказаны за свою зависть и коварство тем, что разбились об утёс, прыгнув с него в расчёте, что Зефир унесёт их в волшебный дворец Эрота. От брака Психеи с Эротом родилась Волупия — богиня, олицетворяющая наслаждение.
Шлем из папье маше (бутафория) и каска из меди и кожи образец 1808 года.
Шлем из папье маше (бутафория) и каска из меди и кожи образец 1808 года.
Г.Г.Чернецов. «Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» — картина русского художника Григория Чернецова; холст, масло, 1837 год. На картине изображён парад по случаю подавления Польского восстания 1830—1831 годов. Восставшая Варшава была взята русскими войсками 8 сентября 1831 года.

Картина считается[1][2] самым известным полотном художника. На своеобразном групповом портрете изображены почти 300 известных персон того времени, что делает это полотно ценным иконографическим документом, тем более, что не все изображённые лица были ранее портретируемы. Среди изображённых на картине своеобразный срез всех сословий государства — императорская семья, военные и гражданские чины, литераторы, художники, учёные, фаворитки императора, отличившиеся чем-то мещане и крестьяне. Список всех персонажей картины утверждал лично император Николай I — благодаря этому можно судить, кого и за что император счёл нужным запечатлеть на полотне.
Огромная картина здесь представляется как фильм. Вот на этом фрагменте мы видим А.С.Пушкина.
Несомненно, что среди присутствующих на том параде были и театральные деятели.
Г.Г.Чернецов. «Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» — картина русского художника Григория Чернецова; холст, масло, 1837 год. На картине изображён парад по случаю подавления Польского восстания 1830—1831 годов. Восставшая Варшава была взята русскими войсками 8 сентября 1831 года. Картина считается[1][2] самым известным полотном художника. На своеобразном групповом портрете изображены почти 300 известных персон того времени, что делает это полотно ценным иконографическим документом, тем более, что не все изображённые лица были ранее портретируемы. Среди изображённых на картине своеобразный срез всех сословий государства — императорская семья, военные и гражданские чины, литераторы, художники, учёные, фаворитки императора, отличившиеся чем-то мещане и крестьяне. Список всех персонажей картины утверждал лично император Николай I — благодаря этому можно судить, кого и за что император счёл нужным запечатлеть на полотне. Огромная картина здесь представляется как фильм. Вот на этом фрагменте мы видим А.С.Пушкина. Несомненно, что среди присутствующих на том параде были и театральные деятели.
Н.де Куртейль. Портрет братьев Колосовых на фоне села Спасское.1819г. Холст. Масло.Музей-заповедник "Архангельское".
Сергей и Петр Гирейские. Незаконно рожденные дети Е.Колосовой и князя Н.Юсупова.
Н.де Куртейль. Портрет братьев Колосовых на фоне села Спасское.1819г. Холст. Масло.Музей-заповедник "Архангельское". Сергей и Петр Гирейские. Незаконно рожденные дети Е.Колосовой и князя Н.Юсупова.
А.Г.Варнек. Портрет актрисы и танцовщицы Евгении Ивановны Колосовой. 1800 г. Холст. Масло. Государственный Русский музей.
А.Г.Варнек. Портрет актрисы и танцовщицы Евгении Ивановны Колосовой. 1800 г. Холст. Масло. Государственный Русский музей.
Итальянский скульптор XIX в., Андреа дель Верроккиьо (автор оригинала) Амур с дельфином. Бронза. Государственный Эрмитаж.
Итальянский скульптор XIX в., Андреа дель Верроккиьо (автор оригинала) Амур с дельфином. Бронза. Государственный Эрмитаж.
А.М.Максимов. Сильфида. 1852 г. Холст. Масло. Башкирский государственный художественный музей им.М.В.Нестерова
А.М.Максимов. Сильфида. 1852 г. Холст. Масло. Башкирский государственный художественный музей им.М.В.Нестерова
Неизвестный художник. А.И Истомина в роли Флоры. Балет "Зефир и Флора". Большой Каменный театр. Санкт-Петербург 1820г. Холст. Масло. Театральный музей им. А.А.Бахрушина.
Неизвестный художник. А.И Истомина в роли Флоры. Балет "Зефир и Флора". Большой Каменный театр. Санкт-Петербург 1820г. Холст. Масло. Театральный музей им. А.А.Бахрушина.
Экспонаты Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
Атласные пуанты (вторая половина xix в.), Портрет балетмейстера Ш.Дидло, портрет И.И.Вальберха.
Экспонаты Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Атласные пуанты (вторая половина xix в.), Портрет балетмейстера Ш.Дидло, портрет И.И.Вальберха.
Веер в виде крыльев. Конец XIX в. Свердловский областной краеведческий музей им. О.Е. Клера.
Веер в виде крыльев. Конец XIX в. Свердловский областной краеведческий музей им. О.Е. Клера.
О.А.Кипренский. Портрет танцовщицы Е.А.Телешевой. 1828 г.
О.А.Кипренский. Портрет танцовщицы Е.А.Телешевой. 1828 г.
И.А.Всеволожский. Эскизы костюмов бабочек для балета "Роман бутона Розы".
И.А.Всеволожский. Эскизы костюмов бабочек для балета "Роман бутона Розы".
1903 г. Картон. Смешанная техника.
1903 г. Картон. Смешанная техника.
Эскизы из фонда Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
Эскизы из фонда Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
Анна Трофимова, Галина Белаш, Анатолий Данилов (скульпторы). Серия "Народности России". АО "Императорский фарфоровый завод".
Анна Трофимова, Галина Белаш, Анатолий Данилов (скульпторы). Серия "Народности России". АО "Императорский фарфоровый завод".
А.А.Горский. Эскиз декорации к балету "Спящая красавица". 1899 г.
А.А.Горский. Эскиз декорации к балету "Спящая красавица". 1899 г.
Платье М.Ф.Кшесинской для занятий в балетной школе и ее балетные туфли.
1880 г. Государственный архив Российской Федерации.
Платье М.Ф.Кшесинской для занятий в балетной школе и ее балетные туфли. 1880 г. Государственный архив Российской Федерации.
Слепок ноги А.П.Павловой.
Слепок ноги А.П.Павловой.
Л.С.Бакст. Портрет А.П.Павловой. 1908г. ГМИИ им.А.С.Пушкина
Л.С.Бакст. Портрет А.П.Павловой. 1908г. ГМИИ им.А.С.Пушкина
Б.И.Анисфельд. Портрет А.П.Павловой "Умирающий лебедь". 1930г.
Б.И.Анисфельд. Портрет А.П.Павловой "Умирающий лебедь". 1930г.
А.Н.Черницкий. Портрет И.Ф.Стравинского 1960г. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
А.Н.Черницкий. Портрет И.Ф.Стравинского 1960г. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
А.Н.Бенуа (автор эскиза). Костюм Е.С.Максимовой к тпартии Балерины в балете "Петрушка". Хореограф М.М.Фокин, редакция К.Ф.Боярский. 1966 г.
А.Н.Бенуа (автор эскиза). Костюм Е.С.Максимовой к тпартии Балерины в балете "Петрушка". Хореограф М.М.Фокин, редакция К.Ф.Боярский. 1966 г.
Л.С.Бакст (автор эскиза). Т.К Нагинова (автор реконструкции) Костюм Жар-Птицы из балета "Жар-Птица". Пермский театр оперы и балета им. П.И.Чайковского
Л.С.Бакст (автор эскиза). Т.К Нагинова (автор реконструкции) Костюм Жар-Птицы из балета "Жар-Птица". Пермский театр оперы и балета им. П.И.Чайковского
А.И.Головин. Женские головные уборы из балета "Жар-птица". 1921 г.
А.И.Головин. Женские головные уборы из балета "Жар-птица". 1921 г.
Слепок руки А.Н.Бенуа. 1960г. Гипс. ГМЗ "Петергоф".
Слепок руки А.Н.Бенуа. 1960г. Гипс. ГМЗ "Петергоф".
М.Бродский. Фото А.Н.Бенуа. 1960г. Париж. Литературный музей ИРЛИ РАН.
М.Бродский. Фото А.Н.Бенуа. 1960г. Париж. Литературный музей ИРЛИ РАН.
С.А.Сорин. Портрет балетмейстера М.М. Фокина. 1926г. Государственный Русский музей.
С.А.Сорин. Портрет балетмейстера М.М. Фокина. 1926г. Государственный Русский музей.
П.де Булонь. Т.П.Карсавина в балете "Синий бог" Р.Ана. Литейная фабрика Клода Вальсуани. Париж 1910г.
П.де Булонь. Т.П.Карсавина в балете "Синий бог" Р.Ана. Литейная фабрика Клода Вальсуани. Париж 1910г.
Б.О. Фредман-Клюзель. Слепок ноги В.Ф.Нижинского 1910г. Мрамор. Музей Большого театра России.
Б.О. Фредман-Клюзель. Слепок ноги В.Ф.Нижинского 1910г. Мрамор. Музей Большого театра России.
Плакат с изображением В.Ф.Нижинского в балете "Видение розы" на музыку К.М.Вебера. Постановщик М.М.Фокин 1911г.
Плакат с изображением В.Ф.Нижинского в балете "Видение розы" на музыку К.М.Вебера. Постановщик М.М.Фокин 1911г.
З.Е.Серебрякова. "Девочки-сильфиды". Балет "Шопениана" 1924 г. Государственная Третьяковская галерея.
З.Е.Серебрякова. "Девочки-сильфиды". Балет "Шопениана" 1924 г. Государственная Третьяковская галерея.
А.Р. Эберлинг. Портрет М.Т. Семеновой. 1925 г.
А.Р. Эберлинг. Портрет М.Т. Семеновой. 1925 г.
З.Е.Серебрякова. "Балетная уборная". 1924 г. Государственная Третьяковская галерея.
З.Е.Серебрякова. "Балетная уборная". 1924 г. Государственная Третьяковская галерея.
А.М. Герасимов. Портрет артистки балета О.В.Лепешинской. 1939г. Государственная Третьяковская галерея.
А.М. Герасимов. Портрет артистки балета О.В.Лепешинской. 1939г. Государственная Третьяковская галерея.
Л.А.Острова. Т.М.Вечеслова в партииТатьяны, в одноименном балете А.А.Крейна. 1947г.
Л.А.Острова. Т.М.Вечеслова в партииТатьяны, в одноименном балете А.А.Крейна. 1947г.
В.И.Мухина. Балерина Марина Семенова. Гипс.1941 г. Государственный Русский музей.
В.И.Мухина. Балерина Марина Семенова. Гипс.1941 г. Государственный Русский музей.
Е.Г.Шегаль. Портрет М.М.Плисецкой в роли Кармен. 1969г. Холст. Масло. Музей Большого театра России.
Е.Г.Шегаль. Портрет М.М.Плисецкой в роли Кармен. 1969г. Холст. Масло. Музей Большого театра России.
М.И.Казаков. Портрет Рудольфа Нуреева. 1993 г. Гипс.
Следует заметить, что фамилию танцовщика переиначили с Нуреев на Нуриев в годы юности. Сам он более склонялся к значению Нуреев.
М.И.Казаков. Портрет Рудольфа Нуреева. 1993 г. Гипс. Следует заметить, что фамилию танцовщика переиначили с Нуреев на Нуриев в годы юности. Сам он более склонялся к значению Нуреев.
Н.Н.Аловерт. (фотограф). С.В.Ефремова (в роли Китри) и М.Н.Барышников в роли Базиля. Балет "Дон Кихот". 1972-73гг.
Н.Н.Аловерт. (фотограф). С.В.Ефремова (в роли Китри) и М.Н.Барышников в роли Базиля. Балет "Дон Кихот". 1972-73гг.
К.М.Симун. Портрет балерины А.Е.Осипенко. 1986-87гг. Бронза.
К.М.Симун. Портрет балерины А.Е.Осипенко. 1986-87гг. Бронза.
Л.А.Острова. Алла Осипенко в балете А.Д.Меликова "Легенда о любви". Постановка Ю.Н.Григоровича. 1960г.
Л.А.Острова. Алла Осипенко в балете А.Д.Меликова "Легенда о любви". Постановка Ю.Н.Григоровича. 1960г.
В.Кривцов (фотограф). Сергей Полунин. Предоставлено танцовщиком.
В.Кривцов (фотограф). Сергей Полунин. Предоставлено танцовщиком.
Е.Фетисова (фотограф). Светлана Захарова. Предоставлено танцовщицей.
Е.Фетисова (фотограф). Светлана Захарова. Предоставлено танцовщицей.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому