"Не будем печалиться..." Часть 2
|
|
И все же я затеяла этот разговор не только потому, что чужие фотографии, которые я так близко приняла, «усыновила» в своем сердце просятся к доброму вниманию, но и потому, что хочется предметно поговорить об искусстве, которое в наше время переживает не самые простые времена. Итак, как когда-то пелось в известной песне: «не будем печалиться — вся жизнь впереди… Надейся и жди»…
Тот, кто не читал мой первый материал, все же вначале мог бы поинтересоваться здесь
https://elenarossi.tourister.ru/blog/9724 Чтобы не просто вступить в разговор, а продолжить!
Первую фотографию, СОБСТВЕННУЮ, я публикую не оттого, что она могла бы на что-то претендовать (кроме моего сокровенного воспоминания о хорошем), но одна из фотографий должна стать обложкой. Чужое же фото, без согласия автора, ставить невозможно да и ненужно.
Кроме того, сразу могу признаться, что это фото люблю, как воспоминание о необыкновенном вечере, о прозрачном розовом свете, что окутывал меня, парившую над Римом, необыкновенных нежных сумерках, которые волшебно растворялись в теплой и темной ночи. Солнце стремительно скатывалось за горизонт. Я поймала то чудесное мгновение, когда оно вдруг мимолетно оказалось «в объятиях» кроны дальнего дерева — объятиях очень тесных, влюбленных, «итальянских» и успела остановить то мгновение! Знаю, что город на фото слишком темный (такой и был), но у меня не получилось что-то изменить так, чтобы чуть высветив город не исказить настроение и необыкновенный колорит прощального, угасающего розоватого неба, а это здесь главное!
«Погасить или чуть-чуть подправить это небо» я бы не позволила никому, но что можно было бы сделать с этим снимком — чтобы суровый критик не смог легко и справедливо придраться к техническим несовершенствам! Может быть кто-то в комментариях покажет… Поможет… отдаю вам свое фото на самое «жестокое» обсуждения (все равно я его буду любить таким, каким запечатлела). Хотя… Вдруг кто-то переубедит! Или, наоборот, скажет, эта «родовая травма» не лечится. (Когда не хватает мастерства — выручает улыбка над собой).
Но откроем альбом с чужими фотографиями! О чем думала я, когда складывала их в свой альбом, как дорогие сокровища…
Автор двух первых фото Олег Иванов. Конечно, автор заслуженно признанный, но именно эти фотографии проверку «общественным мнением» не прошли, а жаль.
Я понимаю, что назвать свою работу имеет право только автор, но в альбомах сайта фотографии безымянные и я, если какое-то фото очень понравилось, невольно даю ему имя, хотя бы «для себя», чтобы различить, заложить в память интернета, дать право голоса, ведь без имени фотографии не имеют той силы и глубины. Есть такое понятие, как «рабочее название» — это как раз мой случай. А бывает, что точное название фотоработы не только раскрывает смысл, но впускает множество ассоциаций, подтекстов, которые делают восприятие объемным.
Мне приснился сон… Это было открытие важного запредельного и словами непередаваемого. Не буду утомлять вас личными воспоминаниями и ассоциациями, но без намека на них, я не смогу объяснить, чем мне оказался так дорог этот снимок.
Помню, что потрясенная только что пережитом во сне, встала, села за письменный стол и попыталась выразить словами открывшееся, однако тут же поняла, что выразить «земными словами», рожденными реальным опытом, то, запредельное, невозможно!
Чистый гуманитарий, далекий от технических наук, я хорошо поняла то, что ту истину может выразить какая-то формула, и я опрометчиво взяла чистый лист бумаги, который, конечно же, остался чистым…
Прошло время. Однажды я открывала выставку художника.
Он был гений.
Вернисаж удался на славу. Женщины, падкие на великих, окружили художника плотным кольцом, и он дарил им маленькие миниатюры, которые почему-то оказывались пророческими, или точно характеризующими счастливого получателя, или…
Когда он увидел, что я ухожу, он через толпу, с высоты своего роста, стал кричать, чтобы я взяла его с собой. Я «спасла» его на несколько часов, привела в свою коммуналку, где соседка сварила кастрюлю картошки и мы втроем, до отправления его поезда, упивались разговорами об искусстве. Тогда он подарил Наташе свою работу, которая очень точно передавала ее состояние. Он очень точно охарактеризовал ее детей, с которыми тут же познакомился и подружился, ибо сам был «большой ребенок». И вновь выбор его приношений детям был не случайным. Мне же он подарил… мой сон. В центре графической картины стояла та самая формула, незнакомая, но столь необходимая!
На следующий день я спросила знакомого физика — что это за формула.
— Так это же «теория относительности» Энштейна!
Эту фотографию можно было бы назвать просто: «Идущий человек», но такое название было бы искажением смысла. Для меня это фото — намек на тайну Пространства и Времени!
В последнее время мы часто употребляем слово «пространство» и, как правило, в значении «среда», а это совсем разные понятия!
Поразительно, но физики, в отличие от «всеведущих» гуманитариев не стремятся дать определение первичным понятиям — пространство, время, поле…
Приведу вам фрагмент из Хайдеггера: «Как происходит событие простора? Не есть ли оно вмещение, причем опять же в двояком смысле допущения и устроения? Простор уступает чему-то. Он дает править открытости, допускающей, среди прочего, явиться и присутствовать вещам, от которых оказывается зависимым человеческое обитание».
Что-то я увлеклась… Можно сказать так: пространство — это некое потенциальное «вместилище», не НИЧТО, а НЕЧТО, способное впустить в себя и проявляющее себя через этот процесс.
Не думаю, что Олег думал об этом, обо всем в тот момент. Для Художника это все неважно — главное, донести, не исказить Истину. Когда незнакомый «человек вошел в кадр», Художник, почувствовав чудо свершающегося, бросился с фотоаппаратом, чтобы запечатлеть и, как я припоминаю, в тот момент, в творческом экстазе, даже повредил ногу, но был счастлив. Я помню, что Олег делился этим счастьем с читателями, наверное, кто-то понял его восторг…
Тут еще все дело в колорите, который он избрал. Для меня это что-то ранее, Сокуровское, когда «на грани миров»… Не помню — в каком его фильме так было… Сначала взгляд на Землю из Космоса, потом приближение к Земле с бОльшим и бОльшим ускорением, пока (для меня это воплощающаяся душа) некое ЛЕТЯЩЕЕ, ни разбивается о черствую землю, чтобы родиться, отторгнув для своего земного существования пространство и время. Гениальный кадр художника-мистика!
Представьте, что фотограф показал бы просто идущего человека по зеленому полю, на фоне яркого неба Италии — ведь так оно и было! Но фотограф оказался Художником и он смело изменил, преобразовал реальный образ, в художественный, заметно отличающийся, но который только и смог бы (как хотелось бы), раскрыть великую тайну запредельного или хотя бы пригласить к манящему соприкосновению.
Олег вообще очень смело преобразует. Вот так взять пляжный берег за концы, двумя руками, (словно тореро хватает за рога страшного быка), и просто «развести руки», волшебно превратив беспечный пляж в круглый «земной шарик», над которым так же «кругло» сформирована «атмосфера».
Ах, как много кавычек в моем комментарии… Да ведь все же нереально и так не бывает! Но почему люди, превратившиеся в иглы, которыми Земля словно колет Космос, почему эти люди-иглы так реально и так мучительно разноцветны! Направленные в разные стороны, они никогда не пересекутся, но веселая пестрота сиюминутного бытия уводит мысли о Вечном! Мы знаем, что живем в эпоху «человека играющего, человека развлекающегося». Много, много можно было бы прочитать в этой фотоработе! И ведь это все о нас…
Хотела дать еще одну очень непростую по настроению фотографию… Но нужно знать меру, ведь вы, наверное, устали от серьезных разговоров. Древние говорили, что мерой и числом создана Вселенная.
Вот в этой фотографии Светланы (в комментарии подскажите фамилию — просьба), как раз умиротворяет гармония и чувство покоя, к которому мы стремимся, но в состоянии которого человек не может находиться слишком долго — становится скучно.
Автор чувствует это и справедливо добавляет к архитектонике снимка «золотой свет», пребывать в котором томительно-желательно. Но есть и еще одна важная деталь, без которой снимок остался бы неживым куском дорогих обоев. Черная точка, а скорее очень заметный, хотя и миниатюрный силуэт «кораблика» (да простят меня знатоки за такую вольность обозначения плавающего средства) оказывается ГЛАВНЫМ СОБЫТИЕМ повествования. Попробуйте! Прикройте пальцем эту черную точку, представьте, что ее нет, и все потеряет смысл.
Миниатюрный силуэт — доминанта кадра и он расположен точно в том месте, где и должен быть.
Думал ли об этом сам Художник! Иногда интуиция, обусловленная воспитанным художественным вкусом, идет впереди рационального мышления и в творчестве нередко побеждает.
Чем так важна эта найденная точка для размещения кораблика?
Мы знаем, что кадр условно делится на три части, при пересечении горизонтали и вертикали возникают четыре точки, которые иногда называют «точками, узлами внимания». Именно в одной из таких точек, на нижней линии и видится силуэт. Именно поэтому кадр начинает и разговаривать, и не утомляет однообразием, создавая то состояние умиротворения, которое и хотел передать Художник. Спасибо ему — т. е. Светлане, за то, что она помогла мне так мирно и гармонично завершить наш разговор о сложном и непростом.
А читателей я благодарю за снисходительное чтение и возможный интерес к моим размышлениям. Но фотографии в моем альбоме еще остались…